Формы собственности на землю и землепользование

Формы собственности на землю и землепользование

Ст. 9 Конституции РФ предусматривает: «земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности». Используемое сослагательное наклонение в формулировке статьи, а также допустимость иных форм собственности, как представляется, придают ст. 9 Конституции широкий смысл, позволяющий решать вопрос о формах собственности, не будучи связанными жесткими временными, территориальными и иными критериями.

На практике представлены все три перечисленные в Конституции РФ формы собственности на землю:

  1. государственная,
  2. муниципальная,
  3. частная.

Государственная собственность на землю

Право государственной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения государству. Государство как субъект права государственной собственности представлено не одним ведомством, а целым рядом различных органов государственной власти, между которыми распределяются правомочия собственности.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
  • По всей России: +7 (800) 350-73-32

Учитывая федеративное устройство России и существование двух уровней государственной власти, предусматривается, что право государственной собственности существует в виде:

  1. федеральной собственности;
  2. собственности субъектов РФ (т.н. субъектной или региональной).

Объект права государственной собственности на землю(презумпция права государственной собственности на землю):

  • земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц и муниципальных образований (ст. 214 ГК РФ, ст. 16 ЗК РФ).

Основания возникновения права государственной собственности на землю (ст. 17, 18 ЗК РФ):

  1. нормы федеральных законов;
  2. процедура разграничения государственной собственности на землю;
  3. гражданско-правовые основания;
  4. безвозмездная передача из федеральной собственности (для собственности субъектов федерации).

Предусмотрено, что управление федеральной и субъектной собственностью осуществляется соответственно органами государственной власти РФ (ст. 71 Конституции) и субъектами Российской Федерации.

Муниципальная собственность на землю

Право муниципальной собственности на землю — правомочия владения, пользования, распоряжения земельными участками, принадлежащие муниципальному образованию. От имени муниципального образования полномочия собственника реализуют органы местного самоуправления (ст. 125, 215 ГК РФ). В этом качестве органы местного самоуправления могут предоставлять земельные участки во временное и постоянное владение и пользование (бессрочное) физическим и юридическим лицам, аренду, собственность физических и юридических лиц и совершать иные сделки.

Объекты права муниципальной собственности:

  • индивидуально обособленные земельные участки, переданные РФ или субъектами РФ в муниципальную собственность на основании (ст. 19ЗК РФ):
    1. законов РФ и субъектов РФ;
    2. при разграничении государственной собственности на землю;
    3. гражданско-правовых сделок;
    4. безвозмездной передачи в муниципальную собственность из федеральной собственности.

    В муниципальной собственности могут находиться земельные участки, расположенные как на территории, т.е. в границах, муниципальных образований, так и за их пределами.

    Порядок установления и изменения границ муниципальных образований определяется законами соответствующих субъектов РФ.

    Особый порядок формирования муниципальной собственности установлен для городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга.

    Основное назначение муниципальных земель — обеспечение проживания, работы и отдыха населения.

    Право частной собственности на землю

    Право частной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения земельными участками либо долями в общей собственности отдельным конкретным физическим, юридическим лицам или их объединениям (ст. 35 Конституции РФ), которые выступают субъектами права частной собственности на землю.

    Соответственно по субъектам право частной собственности делится на 2 вида:

    • право частной собственности граждан (физических лиц);
    • право частной собственности юридических лиц (включая и объединения граждан, при этом характер объединений в законе не оговаривается).

    Следует отметить, что объектами права частной собственности выступают земельные участки лишь некоторых категорий земель. Наиболее либерален в этом смысле правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, приобретение права частной собственности на которые фактически не ограничивается. Любые земли сельскохозяйственного назначения могут быть приобретены в частную собственность в пределах установленных размеров.

    Право частной собственности возникает чаще всего в результате совершения различного рода сделок — купли-продажи земельных участков, приватизации, мены, дарения, наследования, ипотеки, приобретения права собственности на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (приватизации).

    Иными основаниями для возникновения права частной собственности являются:

    1. административно-правовые акты (решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления);
    2. приобретательная давность;
    3. приватизация.

    Основания прекращения частной собственности на землю разделяют на добровольное и принудительное.

    Право частной собственности добровольно прекращается при:

    • отчуждении собственником своего земельного участка (сделки);
    • прекращении деятельности юридического лица;
    • смерти гражданина и переходе права собственности по наследству государству (муниципальному основанию);
    • добровольном отказе собственника от своих прав на земельный участок (ст. 53 ЗК РФ).

    Принудительно право частной собственности прекращается в случаях:

    1. обращения взыскания на земельный участок по обязательствам должника (ст. 278 ГК РФ);
    2. неиспользования земельного участка в соответствии с его целевым назначением (ст.284 ГК РФ);
    3. использования земельного участка с нарушением законодательства (ст. 285 ГК РФ);
    4. реквизиции земельного участка (ст. 51 ЗК РФ);
    5. выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ст. 49 ЗК РФ);
    6. отчуждения земельного участка, который согласно закону не может принадлежать данному лицу;
    7. национализации земель;
    8. конфискации земель (ст. 50 ЗК РФ).

    Возникновение, прекращение и изменение права частной собственности на землю удостоверяется свидетельством о государственной регистрации права частной собственности, выдаваемым учреждениями юстиции. Право частной собственности возникает с момента такой регистрации.

    Согласно ст. 27 ЗК РФ не могут предоставляться в частную собственность земельные участки , отнесенные к землям:

    1. изъятым из оборота (например, государственные природные заповедники и национальные парки);
    2. ограниченным в обороте (например, из состава земель лесного фонда).

    Правомочия владения, пользования, распоряжения могут быть ограничены государством. На лиц, имеющих земельные участки на праве частной собственности, возлагается ряд обязанностей. Они должны

    • своевременно платить земельный налог,
    • осуществлять мероприятия по охране земель,
    • соблюдать требования градостроительных регламентов,
    • своевременно приступать к использованию земельного участка,
    • эффективно использовать землю в соответствии с целевым назначением и др.

    Анализ основных целей использования земельного участка является первым этапом анализа эффективности налогообложения землепользования. На основании собираемой информации должны определяться основные цели использования участка и делаться оценка достижения этих целей.

    Читайте также:  Бюджетные полномочия главного администратора доходов бюджета

    В соответствии с Земельным кодексом РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1977 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». При этом права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с вышеуказанным Законом.

    В отношении земельных участков могут быть оформлены следующие права:

    — постоянного (бессрочного) пользования;

    — пожизненного наследуемого владения;

    — ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут);

    — безвозмездного срочного пользования.

    Земельные участки могут находиться в государственной, муниципальной и частной собственности. При этом государственная собственность подразделяется на федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации.

    Собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

    К государственной собственности относятся земельные участки, не находящиеся в собственности граждан и юридических лиц, а также в собственности муниципальных образований.

    Особое внимание следует обратить на то, что в настоящее время более 90% земель Российской Федерации находится в государственной неразграниченной собственности и в ближайшие годы по ним будет проводиться процедура разграничения государственной собственности на землю в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2001 г. № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю».

    В процессе такого разграничения земельные участки из государственной неразграниченной собственности будут переходить в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность. Данный момент имеет очень важное значение в связи с тем, что при изменении формы собственности полномочия по управлению и распоряжению земельными участками переходят от одних уполномоченных государственных и муниципальных органов к другим.

    После принятия нового Земельного кодекса РФ в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются только государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. Все иные юридические лица, за которыми на данном праве закреплены земельные участки, в соответствии с Федеральным законом «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до 1 января 2006 г. были обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования на право аренды или право собственности (т. е. обязаны оформить аренду или выкупить земельный участок).

    Федеральным законом от 29.11.2004 г. № 141 -ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» в Налоговый кодекс РФ были введены новый раздел X «Местные налоги» и новая глава 31 «Земельный налог», согласно которой земельный налог устанавливается Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

    Переход на новую систему налогообложения земли предоставил право органам местного самоуправления самостоятельно регулировать налоговую нагрузку и уровень доходов от использования земельных участков, повысил их финансовую самостоятельность и ответственность. Давно назревшее реформирование устаревшего порядка установления и взимания земельного налога, устранение недостатков, обусловленных применением Закона РФ «О плате за землю», создали условия для формирования в Российской Федерации стройной, логичной системы платного землепользования, позволяющей оптимизировать уровень земельных платежей, стимулировать землепользователей к эффективному использованию земельных ресурсов. Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев и землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.

    За земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося в раздельном пользовании нескольких организаций или физических лиц, земельный налог начисляется отдельно каждому пропорционально площади строения, находящегося в их раздельном пользовании.

    За земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося в общей собственности нескольких организаций или физических лиц, земельный налог начисляется каждому из этих собственников соразмерно их доле на эти строения. При переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

    Для определения кадастровой стоимости земли территория РФ подлежит кадастровому делению. Это значит, что российская территория делится на кадастровые области, кадастровые области — на кадастровые районы, кадастровые районы — на кадастровые кварталы, кадастровые кварталы — на отдельные земельные участки.

    Каждому земельному участку присваивается кадастровый номер. Он включает в себя номер кадастровой области, кадастрового района, кадастрового квартала, на территории которых находится этот участок, а также номер земельного участка в земельном квартале (Постановление Правительства РФ от 06.09.2000 г. № 660).

    Все данные об участках земли систематизируются в едином документе — Государственном земельном кадастре. Его ведет Федеральная служба земельного кадастра РФ.

    В кадастре содержатся сведения о кадастровом номере земельного участка, его местоположении и площади, категории земель, наличии объектов недвижимости, прочно связанных с землей, экономические характеристики, а также сведения о кадастровой стоимости земельных участков. Она определяется ежегодно по состоянию на 1 января текущего налогового периода.

    Кадастровый номер присваивается каждому земельному участку, права на который подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. При этом несколько обособленных участков, представляющих собой единое землепользование, по заявлению правообладателя этих участков могут быть учтены как один объект недвижимого имущества. В соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.09.2000 г. № 60, этому объекту может быть присвоен один кадастровый номер.

    В соответствии с Конституцией Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Владение, пользование и распоряжение землей осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. При этом условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона, а вопросы владения, пользования и распоряжения ею находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

    Читайте также:  Авто с белоруссии без растаможки купить

    Арендные отношения являются одной из эффективных форм использования земельных ресурсов. Соединяя в арендаторе права пользователя земельного участка и собственника результатов производства, аренда активизирует предпринимательскую деятельность, упрощает и удешевляет процесс концентрации земли в пределах, необходимых для эффективного хозяйствования, позволяет сохранить за собственником функции регулирования эффективного и рационального землепользования.

    Аренда земельного участка предусматривает предоставление арендодателем арендатору земельного участка на принципах:

    — срочности (временного пользования на определенный срок);

    — платности (пользования земельным участком за определенную плату);

    — возвратности (возвращения земельного участка арендодателю по истечении срока аренды);

    — целевого использования (использование земельного участка только под определенные цели).

    В настоящее время арендные земельные отношения в Российской Федерации регулируются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Земельным кодексом РФ, Законами РФ «О плате за землю», «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации, а также другими нормативно-правовыми актами. Однако перечисленных законодательных актов явно недостаточно для всестороннего и полного регулирования этой сферы.

    В связи с отсутствием в этой области полноценного федерального законодательства принимается множество разрозненных законов и устанавливаются нормы на региональном уровне и уровне муниципальных образований, которые пытаются самостоятельно устранить пробелы в регламентации и регулировании арендных земельных отношений, в том числе в вопросах установления сроков аренды, определения размера арендной платы, полномочий по управлению государственными землями до разграничения государственной собственности на землю. Все это снижает эффективность использования земельных ресурсов в Российской Федерации.

    Основными экономическими регуляторами в настоящее время являются — ставки арендной платы за землю; земельный налог и налог на имущество; ставки выкупа земельных участков.

    Все доходы от использования земель делятся на четыре вида: земельный налог, арендная плата, доходы от продажи земли и доходы от продажи прав аренды земельных участков. Два первых можно объединить в группу так называемых регулярных (текущих) платежей, два последних — в группу единовременных платежей. Теоретически эти платежи должны быть увязаны с земельной рентой, на что и направлены мероприятия по зонированию городских земель.

    [1] М.А. Богатырев Налогообложение сферы природопользования РФ. – Ростов н/Д: Издательство Мини Тайп, 2008 – С94-96.

    Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

    Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

    Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

    Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

    Форма собственности — понятие, в общем, экономическое. Реализуется же экономически собственность тогда, когда начинает приносить доход, т.е. в процессе присвоения и отчуждения земли и другого недвижимого имущества как основного фактора производства и его результатов — дохода. Существует два основных способа присвоения и отчуждения благ: индивидуально обособленный — частный, и совместный, общий — публичный. Соответственно этим способам различают четыре формы собственности (рис. 3.3).

    Государственная форма собственности на землю подразделяется на федеральную собственность и собственность субъектов Федерации. Ее основные характеристики представлены на рис. 3.4.

    Рис. 3.3. Основные формы собственности на землю

    ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ

    Состав земель: входит вся земля, которая прямо не передана в частную, муниципальную или собственность субъектов Федерации. Презумпция государственной собственности, исключающая наличие бесхозных земель. Целевое назначение — для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, охраны границ и других общегосударственных функций.

    Размер (площадь) устанавливается путем разграничения земель между Российской Федерацией и субъектами Федерации. Права собственника осуществляют органы федеральной власти, а в случаях, предусмотренных законом — юридические лица. Закрепляются за казенными предприятиями во владение и пользование.

    Владение не связано с обязательным использованием земель.

    Пользованием путем присвоения части земельной ренты в интересах всех народов

    Субъектов Федерации Состав земель: в пределах территориальных границ, за исключением земель, переданных в федеральную, муниципальную, частную и иную форму собственности.

    Целевое назначение — для решения задач субъекта Федерации.

    Размер определяется путем разграничения земель между субъектом Федерации и муниципалитетами.

    Распоряжение землей осуществляют органы государственного и местного самоуправления путем издания правовых актов.

    Сами субъекты собственности не осуществляют хозяйственной эксплуатации земель. Права собственника совпадают с осуществлением регулирования и контроля за ис -пользованием всех категорий земель. Закрепляются за унитарными государственными предприятиями.

    Присвоение части земельной ренты через арендную плату и земельный налог. Включение участка в фонд земель субъекта РФ не прекращает прав собственности, аренды, пользования

    Рис. 3.4. Характеристика государственной формы собственности на землю

    Муниципальная форма собственности — это особый вид собственности, не относящийся к государственной, но имеющий все характеристики публичной собственности (табл. 3.2).

    Основное содержание муниципальной формы собственности на землю

    • •территория в границах муниципального образования (города и т.п.);
    • • земли различных категорий

    •для обслуживания потребностей местного населения, коммунального хозяйства, инженерной инфраструктуры, благоустройства и для муниципальных организаций

    Права собственника осуществляют

    •органы местного самоуправления и администрации;

    • юридические и физические лица в случаях, предусмотренных нормативными актами

    • устанавливается путем разграничения земель между субъектом РФ и муниципалитетами

    • • закрепление за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение и пользование;
    • • продажа в частную собственность;
    • •передача в аренду, пожизненное наследуемое владение, постоянное и временное пользование;
    • • исполнение делегированных полномочий субъектом РФ
    • • территориально-административные районы;
    • • города и префектуры;
    • •сельские и иные населенные пункты;
    • • созданные муниципалитетом юридические лица

    • определяется законом РФ о местном самоуправлении и нормативными актами субъекта РФ

    • является публичной, а не частной или государственной

    Частная собственность на землю подразделяется на несколько видов в зависимости от правообладателя: индивидуальная собственность граждан и юридических лиц; общая собственность, подразделяемая на общую совместную, т.е. без определения долей, принадлежащих каждому участнику общей совместной собственности, и общую долевую собственность, когда доля каждого собственника известна заранее.

    Читайте также:  Унифицированная форма трудового договора 2018

    Юридические лица, так же как и граждане, могут по своему желанию объединять находящиеся в их собственности земельные участки и использовать их на праве общей совместной и общей долевой собственности.

    В процессе земельной реформы граждане и их объединения могут приобретать в частную собственность земельные участки за плату или бесплатно из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности (приватизация). Кроме того, они могут это сделать путем совершения иных сделок с землей, предусмотренных земельным законодательством. Федеральная собственность на землю обладает правом территориального верховенства и суверенитета, которое распространяются на все земли в пределах соответствующих границ.

    Собственность на землю субъектов Федерации формирует основные функции государственных органов по землепользованию: мониторинг земель, ведение кадастра, предоставление и изъятие земель, определение условий использования и др.

    В соответствии со ст. 15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные ими по основаниям, установленным гражданским законодательством.

    Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приватизации земли. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в частную собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. Основные характеристики частной собственности на землю показаны в табл. 3.3.

    Основное содержание частной формы собственности на землю

    Физические лицаграждане

    Юридические лицакоммерческие организации

    • • получение бесплатно по среднерайонной норме, за плату сверх нормы для ведения фермерского хозяйства;
    • • совершение земельных сделок.
    • •ведение фермерского хозяйства, садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного, дачного и гаражного строительства;
    • • предпринимательская деятельность
    • •выкуп занимаемой предприятием площади; •передача предприятиями участков в качестве вклада в уставный капитал;
    • • покупка, аренда земли с выкупом;
    • • передача сельскохозяйственным организациям земель реорганизованных совхозов и колхозов;
    • •выделение в постоянное пользование государственных или муниципальных земель.

    Целевое назначение: в соответствии с уставными задачами с учетом установленных законом ограничений

    В собственности не могут быть земли, изъятые из хозяйственного оборота

    В собственности не могут быть земли, изъятые из хозяйственного оборота

    Предельный размер устанавливается органами власти в зависимости от целевого

    Размеры участка для несельскохозяйственных целей определяются по утвержденным нормам отвода или по проектно-сметной документации

    Права — владеть, пользоваться и распоряжаться по своему усмотрению, объединять участки для совместной деятельности

    Владение, пользование и распоряжение участком самостоятельно

    Обязанности: использовать по целевому назначению с учетом установленных законом ограничений

    Неиспользование земли в течение установленного срока (1-3 года) или нецелевое использование является основанием для прекращения прав на участок

    Общая собственность на землю, когда участок принадлежит нескольким лицам, подразделяется на два вида: совместная собственность без определения доли каждого собственника и долевая собственность с определением доли каждого собственника.

    Совместная собственность на землю существует:

    • • на земли общего пользования садоводческих товариществ, дачных и гаражных кооперативов, кондоминиумов;
    • • при реорганизации сельскохозяйственных предприятий по решению собрания титловых коллективов;
    • • в случае приобретения супругами участка во время брака, если иное не оговаривается в договоре между ними;
    • • при выделении фермерского хозяйства или при обретении ими участка.

    Участники совместной собственности владеют и пользуются земельным участком сообща, если нет иного в соглашении между ними. Распоряжение им осуществляется по согласию всех участников, которое предполагается независимо оттого, кем из них осуществлена сделка. Каждый участник может совершить сделку, если нет иного в соглашении между ними. Кредитор участника может потребовать выделения земельной доли должника для обращения на нее взыскания.

    Долевая собственность на землю возникает при объединении участков нескольких собственников или реорганизации сельскохозяйственных предприятий по решению трудовых коллективов. Владение и пользование земельным участком при долевой форме собственности на землю осуществляется по согласию всех участников или по решению суда. Распоряжение участком определяется соглашением участников долевой собственности. Каждый участник имеет право: выделения своей доли; отчуждения своей доли после письменного извещения остальных участников после 30 дней; преимущественной покупки продаваемой доли другого участника.

    Доли устанавливаются по соглашению сторон, по закону при наследовании или предполагаются равными. Если выделение доли в натуре не предполагается уставом, то выбывающему члену кооператива выплачивается денежная компенсация. Неотделимые улучшения земельного участка являются собственностью всех участников.

    Собственность на землю в любой сфере бизнеса имеет существенную специфику, определяемую социально-экономическими причинами и особенностями соответствующей категории земель.

    Во-первых, абсолютной земельной собственности не существует вообще, так как права землевладельцев законодательно ограничены в интересах общества, собственников других участков и всех людей, вместе взятых. Так, нельзя, например, возводить строения вблизи водоохранных территорий, наносить ущерб окружающей среде, использовать земли не по целевому назначению и т.д.

    Во-вторых, установлен особый режим земли как природного ограниченного ресурса. В частности, государственной собственностью считается вся земля, которая прямо не передана в частную и муниципальную собственность, т.е. установлена презумпция (предположение) государственной собственности на землю, что исключает возможность бесхозного ее существования. Более того, объектом частной собственности земля может быть лишь в той мере, в какой это прямо разрешено государством. Поэтому рыночный оборот земель законодательно ограничивается в общих публичных интересах.

    Так, не могут быть в частной собственности земли лесного и водного фондов, континентального шельфа и территориальных вод, недра, а также охраняемые или особым образом используемые территории, участки семеноводческих станций, унитарных государственных сельскохозяйственных организаций и др. Не подлежат приватизации земли общего пользования в населенных пунктах (площади, улицы, парки, скверы, пляжи, водоемы и др.), земли заповедников, ботанических садов, оздоровительного и историко-культурного назначения и т.д.

    В-третьих, поскольку земля является одновременно не только специфическим средством производства и объектом хозяйствования, но и важнейшим природным ресурсом, то содержание права собственности на землю определяется как гражданским, так и земельным правом с учетом лесного, водного и природоохранного законодательства.

    Ссылка на основную публикацию
    Формула расчета полной стоимости кредита
    Формулу расчёта полной стоимости кредита законодатель указал во второй части шестой статьи Закона №353-ФЗ. Выглядит она вот так: ПСК –...
    Уменьшение цены договора по 223 фз
    Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения...
    Умный счетчик воды с обменом данными
    Что такое «умные» счетчики воды? Более правильно называть «умный» счётчик автоматизированной системой передачи данных показаний прибора учёта воды. Для подключения...
    Формула сложных процентов с ежемесячной капитализацией
    Онлайн калькулятор вкладов поможет вам быстро рассчитать проценты по любому вкладу, в том числе с капитализацией, с пополнениями и с...
    Adblock detector