Государственный и общественный интерес

Государственный и общественный интерес

Понятие «публичный интерес»

В законодательстве Российской Федерации отсутствует легальное понятие «публичный интерес». Вместе с тем в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 №25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части Гражданского кодекса Российской Федерации» по поводу содержания публичного интереса касательно сделок указано, что применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды.

Верховный суд Российской Федерации разъяснил, что под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процессе в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого их них при разрешении дела.

Кроме того, к нарушению публичного интереса Пленум ВС РФ от 23.06.2015 № 25 также отнес и совершение сделки вопреки явно выраженному запрету, установленному законом (п.76).

Положением п.9 ч.1 ст.31 ФЗ от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» установлено требование к участникам закупки об отсутствии между участником закупки и государственным или муниципальным заказчиком либо бюджетным учреждением, осуществляющим закупки, конфликта интересов.

Результаты анализа практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с конфликтом интересов между участником закупки и заказчиком, обобщены в Обзоре судебной практики Президиума Верховного Суда РФ от 28.09.2016. В частности Верховный суд указал, что государственный (муниципальный) контракт, заключенный победителем торгов и заказчиком при наличии между ними конфликта интересов, является ничтожным в силу п.2 ст.168 ГК РФ.

В соответствии с вышеизложенным «публичный интерес» — это часть системы действующего права, нормы которого направлены на защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, публично-правовых, муниципальных образований, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, связаны с полномочиями и организационно-властной деятельностью государства, с выполнением общественных целей и задач.

Задачей участия прокурора в арбитражном процессе является защита прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц (граждан), общества и государства, что в совокупности и составляет «публичный интерес». Таким образом, участие прокурора в арбитражном процессе осуществляется в защиту исключительно публичных интересов.

Формами участия прокуроров в арбитражном процессе являются обращение прокурора в арбитражный суд с иском (заявлением) и вступление в дело в предусмотренных законом случаях в целях обеспечения законности.

В условиях состоявшегося объединения высших судебных инстанций реализация возложенных на прокуратуру задач по защите публичных интересов усложняется отсутствием единых подходов судебной практики.

Правовая основа участия прокуроров в арбитражном процессе содержится в ГК РФ, АПК РФ; Федеральном законе «О прокуратуре Рос­сийской Федерации», приказе Генерального прокурора Российской от 25.05.2012 №223 «Об обеспечении участия прокуроров в арбитражном процессе», информационных письмах Генеральной прокуратуры Российской Федерации, также в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23.03.2012 № 15 «О некоторых вопросах участия прокуроров в арбитражном процессе».

Защита прокурором в арбитражном процессе публичных интересов может осуществляться только в тех процессуальных формах, которые предусмотрены АПК РФ. В п. 3 ст.35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202 — 1 «О прокуратуре Российской Федерации» указаны субъекты (общество и государство), в защиту которых прокурор вправе обратиться в арбитражный суд.

С учетом требований п.4 ст.27 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202 — 1 «О прокуратуре Российской Федерации» основанием для обращения прокурора в арбитражный суд в защиту публичных интересов является наличие у него достаточных данных, свидетельствующих о нарушениях закона, которые имеют особое общественное значение. Именно выявленные нарушения закона в ходе осуществления прокурорского надзора составляют предмет и основания иска в защиту публичных интересов.

Обращение прокурора с исковым заявлением в арбитражный суд реализуется как средство прокурорского реагирования при следующих основаниях:

-устранить иным внесудебным способом нарушение закона не представля­ется возможным;

-юридические лица и индивидуальные предприниматели, причинившие ущерб государственным и общественным интере­сами, отказываются от полного и добровольного его возмещения;

-пресечение правонарушения и предотвращение большого экономического ущерба государственным и общественным инте­ресам требуют принятия арбитражным судом по заявлению про­курора мер по обеспечению иска;

-если иные меры реагирование прокурора не привели к своевременному надлежащему устра­нению нарушений законов;

-обращение прокурора будет наиболее эффективным с точки зрения оперативности.

Процессуальные основания обращения прокурора в арбитражный суд отражены в ч.1 ст.52 — категории исков и заявлений в арбитражный суд, ч.2 ст.192 — заявление в суд по интеллектуальным правам о признании нормативного правового акта недействительным, ч.2 ст.198 АПК РФ — заявление прокурора о признании незаконными решений, действия, бездействия, а также ненормативных правовых актов органов и должностных лиц наделенных публичными полномочиями, ст.207 АПК РФ заявление об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.

Читайте также:  Максимальный штраф по коап

Отдел по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе

Общественные интересы – социологическое понятие, характеризующее интересы сообщества людей или среднестатистического представителя населения в уровне благополучия, безопасности, стабильности и прогресса и т. д. Они существуют наряду с государственными и личными. Часто они противопоставляются друг другу. Отличие общественного интереса от личного состоит в том, что первый характеризуется широкой распространенностью среди населения, а второй характеризует личные интересы конкретного гражданина.

Главным защитником общественных интересов призвано быть государство. Нередко этим занимаются и частные организации либо общественные. Они проводят мониторинг обстановки, организуют митинги, пытаются влиять на местные и федеральные власти в целях защиты прав и интересов жителей страны. Их действия могут доходить вплоть до попыток изменения законодательства через обращение в международные органы и Конституционный Суд.

Государственный и общественный интересы не всегда совпадают. Это вынуждает власти искать компромисс и влиять на массовое (общественное) сознание посредством СМИ. До сих пор не установлена граница между частным интересом отдельных людей и общественным, что говорит о расплывчатости понятия.

Правовая защита гражданских интересов

Такая защита основана на извечном стремлении людей к социальной справедливости. В связи с этим появился специальный термин: «право общественного интереса». Чаще всего он применяется на просторах бывшего СССР. Им апеллируют, прежде всего, представители правозащитных организаций, экологи, юристы-профессионалы и другие правозащитники. Общим для всех этих групп является стремление использовать право в качестве инструмента для решения социальных и иных проблем. Основанная на этих принципах деятельность заключается в уважении прав человека, открытого общества, демократии и верховенства права.

Роль государства в формировании общественных интересов

Коллективные интересы народных масс меняются на протяжении всей истории человечества. Чаще всего требования людей растут, но меняется и сам спектр предпочтений, сменяются акценты. Раньше важнейшим компонентом было право на безопасность, личную свободу и свободный труд. А, к примеру, право на отдых уходило на второй план. Сейчас общественных интересов гораздо больше, чем было раньше. Государство влияет на интересы людей посредством телевидения и других средств СМИ. Оно пытается повернуть их предпочтения и приоритеты в более выгодную для себя сторону.

Сейчас в России становится все более популярным иметь автомобиль. То есть обладание им – это уже общественный интерес. Аналогичный вывод можно сделать и по поводу увеличения размера жилья. Та жилплощадь, которая удовлетворяла советского человека, вряд ли устроит нынешнего россиянина. В то же время для японца достаточно и меньших величин.

К новым общественным интересам можно отнести право на пользование интернетом, мобильной связью, планшетом и прочей подобной электроникой. Раньше это не входило в гражданские интересы людей.

Есть ли такие понятия в законодательстве РФ?

Законодательство Российской Федерации не содержит каких-либо определений общественных, государственных и публичных интересов. Некоторые указания относительно этих понятий имеются в ГК РФ Верховного Суда РФ. Там сказано, что использование и публикация изображения конкретного человека возможна только, если присутствует публичный интерес, а именно в случаях, когда гражданин является важной общественной и политической фигурой, а использование изображения требуется для проведения общественной дискуссии или в целях удовлетворения общественно значимого интереса граждан. Однако в ситуациях, когда целью публикации и использования изображения является чисто обывательский интерес к его личной жизни либо преследуется коммерческая цель, для публикации необходимо будет получить разрешение у этого гражданина.

Что понимается под общественным

Законодательство не относит любой интерес населения к категории общественных интересов. В них входят только наиболее значимые, такие, как обеспечение безопасности (национальной, экологической, личной и т. д.), прав и свобод граждан. К общественным интересам можно отнести предоставление посредством СМИ информации о превышении полномочий и другой информации, касающейся общественно значимой деятельности должностного лица. Но при этом публикацию материалов о частной жизни человека, деятельность которого не является общественно значимой, уже нельзя считать деятельностью, удовлетворяющей интересы общества.

Заключение

Таким образом, интересы государства и общественные являются важными компонентами существования любой страны. Личные интересы часто совпадают с общественными, но далеко не всегда. Ведь они гораздо более разнообразны и индивидуальны. В законодательстве РФ нет четких определений таким понятиям. К тому же в отличие от личных и государственных интересов, интересы социума не всегда могут быть определены однозначно.

Только защита интересов общества может оправдать журналистское расследование, предполагающее вмешательство в частную жизнь человека. (См. выше: Кодекс профессиональной этики российского журналиста, п. 5).

Одной из ключевых идей, лежащих в основе конституционного строя большинства постсоветских стран, является признание человека, его прав и свобод высшей ценностью. Провозглашение данного принципа предполагает отход от коллективистской идеологии в определении правового статуса гражданина, при которой государство заботилось о нем с рождения и на протяжении всей жизни.

В рамках социалистической идеологии такое положение дел было вполне естественным, поскольку ценность человека определялась его способностью участвовать в достижении светлого будущего. Поэтому и на государство как представителя общественных интересов ложилась забота о том, чтобы гражданин был: а) рожден, б) воспитан, в) обучен, г) трудоспособен, д) выполнил свой долг перед обществом, е) не умер раньше, чем этот долг выполнит.

Читайте также:  Где получают справку о составе семьи

Признание человека и его прав высшей ценностью диктует принципиально иной подход к определению его правового статуса. Человеку должна быть предоставлена достаточная свобода. А для этого он должен быть максимально огражден от вмешательства государства и, что не менее важно, – от вмешательства общества в его частную жизнь.

К настоящему моменту в законодательстве большинства государств сформировался комплекс норм, регламентирующих вопросы защиты информации о частной жизни лица. Это конституционные положения, законы «Об информации, информатизации и защите информации», «О средствах массовой информации», «О гарантиях доступа к информации», «О связи», «О коммуникациях», многие положения уголовных, гражданских, семейных кодексов и т.д.

В то же время, как показывает опыт практически всех стран, механизм достижения гармоничного сочетания общественного интереса к личной жизни того или иного индивида и стремления индивида сохранить в тайне какие-то стороны своей жизни, этот механизм пока еще не работает безупречно нигде. Ярким примером может служить вся избирательная кампания в России накануне выборов в Государственную Думу РФ в ноябре-декабре 1999 года.

Признание человека и его прав высшей ценностью не означает, что запрет на вмешательство в частную жизнь лица может быть абсолютным. Разумное государственное устройство должно предполагать возможность общества защититься от разрушительных устремлений отдельного индивида.

Эта идея находит отражение в действующих конституциях, предусматривающих возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Нарушает ли тайну частной жизни показ сюжета о том, как и с кем некий министр моется в бане? Оправдывается ли необходимостью защиты общественного интереса публикация записей телефонных переговоров или фотография строящейся дачи государственного чиновника? Для того чтобы ответить на эти и другие, возникающие в практике вопросы, необходимо: во-первых, провести границу между частной и общественной жизнью; во-вторых, – определить, как соотносятся понятия общественная жизнь и общественный интерес. В чем заключается общественный интерес? По мнению многих юристов, работающих, в частности, в сфере СМИ, решение проблемы определения общественного интереса может быть найдено в давно уже устоявшемся делении права на частное и публичное.

Наиболее популярна формулировка римского юриста Ульпиана: «Публичное право есть то, которое относится к положению государства» (ad statum rei publicae), «частное – которое относится к пользе отдельных лиц» (ad singulorum utilitatem).

Фактически, деление права на частное и публичное есть ни что иное, как оборотная сторона деления человеческой жизни на частную и общественную.

Там, где имеет место частный интерес, частная жизнь – формируется частное право; там же, где государство усматривает интерес общественный, государственный – формируется право публичное. А, следовательно, разграничение частной и общественной жизни должно рассматриваться правоприменителем как имеющее исключительно формальный характер. Все, что законодатель отнес к сфере действия частного права, автоматически должно быть отнесено к частной жизни. Соответственно, все те отношения, которые законодатель урегулировал нормами публичного права, автоматически считаются представляющими общественный интерес.

Традиционно к отраслям публичного права относятся такие базовые отрасли как уголовное и административное право, а также производные от них уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное, финансовое право, ряд других комплексных и специализированных отраслей. Соответственно и все общественные отношения, урегулированные данными отраслями, предполагают наличие общественного интереса. Сюда входят отношения, вытекающие из совершения административного проступка или преступления, отношения по прохождению государственной и муниципальной службы и ряд других. Предположим, сообщение о возможной причастности лица к преступной деятельности должно рассматриваться как действие в общественном интересе, поскольку преступление по определению является общественно опасным, а защита общества от преступных посягательств урегулирована нормами публичного права.

Для окончательного отнесения отношений к сфере частного либо публичного права необходимо первоначально проанализировать их природу и метод регулирования. Для журналиста же правовое определение той или иной ситуации должно являться руководством к действию (или бездействию).

КОНФИДЕНЦИАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ

Проблема конфиденциальности информации относится к тем вопросам, которые, балансируют на границе права и этики, а потому пока неурегулированы адекватно в законодательстве многих стран.

На сегодняшний день, например, в России существует единственная общая норма Конституции о защите права на личную тайну и ряда сопутствующих прав, Гражданский Кодекс РФ более детально урегулировал возможности такой защиты, однако, законодатели очень уж корректно обошли скользкие вопросы, связанные с внутренним смыслом защищаемого права.

При всем удобстве подобной позиции с точки зрения правовой теории при рассмотрении дел и споров, вытекающих из непосредственного применения такой защиты, право решать подобные вопросы остается за судьями, которые, помимо этого, лишены и возможности руководствоваться практикой, так как обобщения материалов по вопросам конфиденциальной информации не выпускалось.

Читайте также:  Нужно ли платить налог с пожертвований

Относящаяся к конфиденциальной информация может условно быть подразделена на следующие группы:

1. Достоверные (в этом их отличие от клеветы) порочащие сведения. Сюда относится информация о фактах биографии, деяниях лица, имевших место, либо предполагающихся, если таковые подтверждены соответствующими доказательствами. В отсутствие последних информация не может быть расценена иначе, как предположение распространителя, и в этом качестве она юридически безразлична, либо же является основанием для подачи иска о защите чести и достоинства (если предположение вовсе безосновательно) или возбуждения дела о клевете (если оно подкреплено доводами, способными убедить читателя в достоверности информации). Следует отметить, что возбуждение дела об оскорблении в этой ситуации, как правило, оказывается неэффективно. Обвинение это было снято практически сразу. Можно выделить особый вид существования такой информации – сведения, не составляющие тайны и не являющиеся позорящими в легальном смысле слова, но неизвестные большинству лиц, с которыми общается объект (таковой можно признать информацию о погашенной судимости лица, об излеченной позорной болезни и т.д.) Распространение указанных сведений чревато не только моральным вредом для объекта, но и может существенно изменить его жизнь. Это ситуация когда опубликованные сведения соответствуют действительности, однако, будучи преданы гласности, ущемляют права и охраняемые законом интересы гражданина (например, разглашение информации о позорящих данное лицо фактах его биографии).

2. Сведения, независимо от степени их достоверности, содержание которых составляет личную, медицинскую и т.п. тайну. Основное отличие тайн от рассмотренной выше позорящей информации в том, что информация становится конфиденциальной по природе своего происхождения, а не в силу содержания. В современных правовых системах охраняются многочисленные тайны индивида, охватывающие самые разноплановые аспекты его бытия. В юридической науке есть определение права на тайну как права на «охрану интеллектуальной индивидуальности». Собственно говоря, под правом на тайну понимается неотчуждаемое абсолютное право индивида на сокрытие от третьих лиц сведений, имеющих отношение к самопроявлению лица в социуме, если эти сведения отнесены к тайнам законом или если носитель права предпринимает определенные меры к тому, чтобы некоторая информация не была разглашена. Поскольку определить область охвата и специфику такого рода сведений не представляется возможным, обоснована классификация их по целому ряду оснований. Это тайны по объекту охраняемой информации, т.е. на личные и профессиональные: личные суть тайны «творчества и общения», тайна семейных и интимных взаимодействий, жилища, дневников и личных бумаг, корреспонденции; к профессиональным относятся медицинская тайна, тайна судебного представительства, исповеди, усыновления, предварительного следствия, нотариальных действий и записей актов гражданского состояния, а также тайна банковского вклада.

Можно также различать «тайны одного» – абсолютные тайны, и «тайны двоих» – тайны, в которые лицо вынуждено посвящает посторонних (врача, адвоката, священника, нотариуса) – и для последних возникает обязанность не разглашать полученные сведения (хранить тайну). Обязанность же не разглашать абсолютные тайны и не пользоваться полученными сведениями (не нарушать тайну) лежит на всяком, кто по стечению обстоятельств проник в такую тайну.

Приведенные выше документы и соображения могут служить руководством к действию для всех журналистов. Понятно, что специфика телевидения, его зрелищность в первую очередь, вносит свои коррективы в этические нормы журналистской профессии.

СЪЕМКИ «СКРЫТОЙ КАМЕРОЙ»

Работа скрытой камерой вовсе не означает, что камера должна быть скрыта от посторонних глаз. Имеется виду, что люди, которых вы хотите снять, или ответственные за объект, который вас интересует, должны быть уверены в том, что съемка не производится.

Понятно, что данный вид съемок в любом случае сопряжен как с этическими проблемами, так и с юридическими. Оба этих момента необходимо обязательно учитывать в работе. Собственно при съемках времени на осмысление этичности и законности своих действий, как правило, может не быть. Так что, оператор, вероятно, должен осуществить съемку. Другое дело – использовать ли данный видеоряд для эфира. Жестких рекомендаций здесь быть не может.

Несомненно, что необходимо проанализировать вопрос о применении или отказе от применения кадров, снятых скрытой камерой, в контексте двух определений: насколько эти кадры важны для сюжета, нельзя ли от них отказаться – во-первых, ну, и посмотрите на ситуацию сквозь призму золотого правила «Не навреди». Вероятно, вопрос об этичности съемок скрытой камерой нужно рассматривать применительно к каждому конкретному случаю. И в любом случае нужно, вероятно, исходить из того, что соблюдение действующего закона – правило номер один.

Другое дело – ведомственные инструкции, приказы конкретных начальников и т.п., все то, что, может быть, исполняется в нарушение закона.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Ссылка на основную публикацию
Где покупать вещи для перепродажи
Автор: admin · Опубликовано Февраль 3, 2018 · Обновлено Май 15, 2019 Огромное количество начинающих предпринимателей интересуется, как заработать на...
Вырубило свет в доме куда звонить
Учитывая тот факт, насколько мы стали зависимы от наличия в доме электричества, ситуацию, когда отключили свет можно смело назвать чрезвычайной....
Выселение из занимаемого жилого помещения
Квартирный вопрос – проблема, актуальная для большинства населения в современной России. А тем более, когда на кону желаемые квадратные метры....
Где получать пенсию по потере кормильца
Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 14 сентября 2015 14:53 В соответствии с действующим...
Adblock detector