Этапы развития конституции рф

Этапы развития конституции рф

Читайте также:

  1. I. XIX в. в истории развития русской национальной культуры. «Золотой век» русской культуры.
  2. I. Закон развития
  3. II. ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
  4. IV этап современного развития. Переосмысление данных.
  5. V Этапы обучения правильному звукопроизношению.
  6. VI. Социальное перспективы развития человечества.
  7. А согласно ст.118 Конституции РФ правосудие в РФ осуществляется только судом.
  8. Акционерное общество как результат исторического развития.
  9. Андрей Рублёв. Этапы творческого пути
  10. Анкета уровня развития воспитательного потенциала семьи
  11. Аномалии развития век
  12. АНОМАЛИИ РАЗВИТИЯ И ПРОРЕЗЫВАНИЯ ЗУБОВ, ИЗМЕНЕНИЯ ИХ ЦВЕТА.

На изменение конституции влияют многие факторы — интересы различных социальных групп, преобразование формы правления или государственного устройства, господствующие в обществе официальные взгляды и воззрения на государство, право, их общественную роль.

Потребность в новой конституции в любой стране возникает после каких-либо масштабных событий общественно-политического характера: революции, завоевание независимости, распада государства, образование нового государственного единства, изменение формы правления и политического режима.

Первая Конституция РСФСР была принята V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 г. Это был Основной закон государства переходного периода от капитализма к социализму. Её сущность состояла в юридическом закреплении диктатуры пролетариата.

Конституция РСФСР от 1918 года закрепила федеративное устройство России. Устанавливалась единая взаимосвязанная система центральных и местных органов государственной власти. С образованием Союза ССР в 1922 году конституционное развитие России, как и других союзных республик, утрачивает свою самостоятельность, оригинальность. Республиканская Конституция в значительной степени копирует Союзную.

Вторая Конституция РСФСР, принятая 11 мая 1925 года, вслед за Конституцией СССР 1924 г, отразила смягчение политической и экономической обстановки в стране, происшедшее в связи с окончанием гражданской войны и образованием СССР. Эта Конституция юридически оформила новый государственно-правовой статус России как союзной республики в составе СССР.

Третья Конституция РСФСР была принята 21 января 1937 года, вслед за Конституцией СССР 1936 года. Она провозгласила завершение строительства основ социализма. В этой Конституции закреплялись основы общественного и государственного строя; права и обязанности граждан; избирательная система; система и компетенция высших и местных органов государственной власти, управления, суда и прокуратуры.

Четвертая Конституция — Конституция (Основной Закон) РСФСР от 12 апреля 1978 года, разрабатывалась в соответствии с Конституцией СССР 1977 года. Провозглашалась социальная однородность и укрепление морально-политического единства социальных групп и слоев общества, формирование новой исторической общности людей — советского народа; закреплялась общественная собственность на средства производства; руководящая роль КПСС в политической системе.

Глубокие перемены общественного строя после 1985 года в СССР и РФ, особенно после провала августовского путча 1991 года, распад СССР не могли не отразиться на содержании Конституции России 1978 года. Она неоднократно и существенно менялась.

С учетом поправок 1989-1992 годов Конституция РФ приобрела принципиально новые черты: отказ от социалистической модели общественного развития, монопольного положения КПСС в политической системе, признание идеологии плюрализма, концепции разделения властей.

Из официального названия страны и республик в составе РФ были исключены определения "советская", "социалистическая", что означало признание несостоятельности социалистической модели развития. Страна стала называться Россией — Российской Федерацией.

Пятая Конституция – принята 12 декабря 1993г. — отразила качественные изменения в социальной политике государства. Из нее исключен классовый подход к различным слоям населения, в частности нет упоминания о ведущей роли рабочего класса и других категорий трудящихся в построении общенародного государства, о трудовых коллективах как активной части политической системы. В то же время закреплены институты частной собственности и свободного предпринимательства, которые типичны для рыночной экономики, основанной на свободном рыночном хозяйстве.

Дата добавления: 2015-05-10 ; Просмотров: 2338 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

В истории Советской России насчитывается четыре Конституции: 1918, 1925, 1937, 1978 годов — советские социалистические конституции, развивались в соответствии с принципом преемственности. Им был присущ фиктивный характер.

1) Конституция РСФСР 1918 года была принята вскоре после октябрьской революции, она носила классовый характер и опиралась на лозунги большевиков и опиралась на первые декреты советской власти; основой этой Конституции была «Декларация трудящегося и эксплуатируемого народа». Полностью отрицала народный суверенитет, власть утверждала за Советами, устанавливала диктатуру пролетариата.Она включала положения, ориентированные на все мировое сообщество: победа социализма во всем мире, уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, беспощадное уничтожение эксплуататоров. Открыто признавала насилие в целях утверждения нового строя. «Ведению Всероссийского Съезда Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов подлежат все вопросы общегосударственного значения».

Закрепила следующие положения: политическое устройство — провозглашение государственной диктатуры пролетариата, форма правления — корпоративная республика, республика советов рабочих и крестьянских депутатов. Органы государственной власти представлял всероссийский съезд советов и высший центральный исполнительный комитет, который избирался на съезде. По форме государственного единства, формально была провозглашена федерация, фактически — это было смешанное унитарное государство.

2)Конституция 1925 года — причина ее принятия — образование СССР.

Первоначальная редакция Конституции СССР была утверждена резолюцией II-го Съезда Советов СССР от 31 января 1924 года, и состояла из Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР 1922 года. А Конституция РСФСР 1925 года была принята, соответственно, после создания СССР и принятия Конституции СССР; отразила факт вхождения РСФСР в СССР; нет прямого указания на суверенитет РСФСР. В связи с появлением в РСФСР субъектов, появились положения, определяющие их статус она опиралась на Конституцию СССР, вместе с тем она воспроизводила многие положения Конституции 1918 года. Всероссийский Съезд Советов (установление, дополнение и изменение основных начал Конституции; окончательное утверждение конституций автономных советских социалистических республик, а также дополнений и изменений этих конституций). Совместному ведению Всероссийского Съезда Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов подлежали все вопросы общегосударственного значения.

Последующие конституции РСФСР принимались вскоре после принятия конституций СССР и практически полностью воспроизводили их положения.

3)Конституция 1937 года— вступление страны в новый этап ее развития — социализм победил окончательно. Сохранила классовую сущность, отменила лишения политических прав граждан по социальному признаку, ввела всеобщее тайное избирательное право, включила принцип равноправия граждан. Впервые появились главы об основных правах и обязанностях граждан. Они были классово ориентированы и делали упор на коллективные права. Закрепляла руководящую роль ВКПБ. Впервые норма о праве РСФСР выхода из СССР. Вопрос о внесении изменений в Основной Закон страны «производится лишь по решению Верховного Совета РСФСР, принятому большинством не менее двух третей голосов Верховного Совета».

Теперь открыто в государстве диктатуры не существовало.По политической основе РСФСР осталась государством трудящихся, но лозунг диктатуры пролетариата был снят. По форме правления осталась советской республикой. Однако теперь съезд советов упразднен, вместо него создан однопалатный верховный совет. В 1937 году значительно усилилась централизация полномочий в руках центральной федеральной власти.

4) Конституция РСФСР 1978 года была принята в соответствии с Конституцией СССР 1977 года, что должно было отразить «вступление в этап развитого социализма». Понятие трудящиеся заменено на народ, который являлся субъектом государственной власти. Появляется отдельная статья о партии, КПСС объявлялась руководящей и направляющей силой. Закреплялось равенство граждан независимо от происхождения и социального положения. Дан полный перечень прав и свобод граждан. Появилась норма о суверенитете РСФСР.С 1989 года в Конституцию вносились существенные изменения, обусловленные демократизацией общества: признание приоритета прав человека, принципа разделения властей, многопартийности, частной собственности.

Конституция 1977 года была противоречивой; статья 7 свидетельствовало о грядущей фашизации общества. Отличительным признаком фашистского государства является слияние партии с государственным аппаратом, а в статье 7 определили партию как ядро государства. Не полностью в конституции указаны основные права и свободы, например, не было закреплено право на жизнь. Имелся и ряд положительных моментов: статья 9 закрепляла основные направления развития политической системы СССР, и среди этих направлений обозначены демократизация внутриполитической системы, повышение роли населения в решении вопросов государственной жизни, укрепление законности и правопорядка. Права и свободы человека и гражданина имели, помимо процессуальных, политические и экономические гарантии.

Читайте также:  Считаются ли праздничные дни при увольнении

С распадом СССР в 1991 году Конституция РСФСР переименована в Конституцию Российской Федерации — России, в 1992 году в Конституцию включён Федеративный договор.В период с 1989 по 1992 год внесение поправок в Конституцию страны было несложным, будничным делом. В 1989 году в Конституцию РСФСР было внесено сразу 25 поправок. С мая 1990 года по декабрь 1992 года Съезд народных депутатов РСФСР принял 8 законов, внеся более трехсот поправок: в 1990 году — 53, в 1991 году — 29, в апреле 1992 года — 177, а в декабре того же года — около 90. После многочисленных изменений Конституция приобрела запутанный и противоречивый характер, что, в конечном счете, породило конституционный кризис 1992 — 1993 годов. С 1990 года действовала Конституционная комиссия Верховного Совета, а в июне 1993 года Президент РФ созвал Конституционное Совещание, которое на основе президентского проекта и с учётом многих положений проекта конституционной комиссии за несколько месяцев выработало проект Конституции РФ, который был вынесен Президентом РФ на всенародное голосование. 12 декабря 1993 года Конституция РФ была принята всенародным голосованием, а 25 декабря официально опубликована и вступила в силу.

Разработка и принятие Конституции РФ 1993 года(может пригодится)

16 июня 1990 года I Съезд народных депутатов РСФСР принял постановление об образовании Конституционной комиссии для разработки новой Конституции России. На Съезде решено, что Комиссия должна состоять только из народных депутатов РСФСР. Председателем комиссии стал Председатель Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельцин, его заместителем — первый заместитель Председателя Верховного Совета РСФСР Р.И. Хасбулатов.

Задачи Конституционной комиссии: подготовка проекта новой Конституции РФ и проведение конституционной реформы, подготовка самостоятельно либо с заинтересованными комиссиями палат и комитетами Верховного Совета проектов изменений и дополнений Конституции РФ после ее принятия; предварительное рассмотрение и дача заключений Съезду и Верховному Совету на другие законодательные инициативы, связанные с изменением и дополнением Конституции.

Первый проект Конституции был подготовлен уже к осени 1990 года. В апреле 1992 года VI Съезд народных депутатов одобрил общую концепцию и основные положения проекта Конституции. Проект был поддержан и Президентом России.

Но уже к концу 1992 года резко обострилась борьба за власть, что изменило весь ход конституционной реформы — каждая из противоборствующих сторон — Президент и руководство Верховного Совета РСФСР — предъявили свои требования, стремясь использовать проект Конституции в своих интересах.

Были подготовлены и альтернативные проекты Конституции РФ:

1. Проект рабочей группы в составе: С.М. Шахрая (руководитель), Е.Б. Абросимовой, Н.П.Азаровой, И.А.Бунина, А.В. Маслова, Г.В. Минха, Р.Г. Орехова, А.Я. Сливы, О.А. Тарасова (1992 г.) — явная приверженность естественно-правовой доктрине прав человека (провозглашалось, что права и свободы человека принадлежат ему от рождения; права и свободы подразделялись на личные, социально-экономические и политические, институту защиты прав и свобод посвящалась отдельная глава). В отличие от проекта Конституционной комиссии в проекте группы С.М. Шахрая не было раздела о гражданском обществе, и в целом проект имел характер скорее «государственного», нежели «общественного»; не было определения (характеристики) самого государства и положений о порядке внесения изменений в Конституцию.

2. Проект Политсовета Российского Движения демократических реформ в составе: мэра Санкт-Петербурга А.А. Собчака, мэра Москвы Г.Х. Попова, С.С. Алексеева, Ю.Х. Калмыкова и С.А. Хохлова (1992 года, shpora.su) — отделили «основные права и свободы человека и гражданина» от «прав и обязанностей гражданина Российской Федерации»; форма государственного устройства России — федерация, в состав которой входят республики, губернии и автономные национальные сообщества. Равенства субъектов Федерации в проекте не предполагалось. Президент — глава государства (а не глава исполнительной власти), высшее должностное лицо, обеспечивающее единство государственности, незыблемость конституционного строя, гарант Конституции.

3. Проекты народных депутатов-коммунистов — с 1990 по 1993 гг. они предложили три проекта Конституции России; наиболее примечательный — проект, подготовленный депутатской фракцией «Коммунисты России» Верховного Совета РФ. Обстоятельная глава о социальной политике, закрепляющая задачи государства по обеспечению реализации гражданином его способностей и дарований, а также основы национальной политики. Исключение института президентства. Высший законодательный орган — Верховный Совет (Совет Республики и Федеральный Совет), высший исполнит. и распорядительный орган — Совет министров.

4. Проект Президента РФ — нет понятия «конституционный строй»; предпринята попытка соединить общие принципы (характеристики) государства с основами статуса человека и гражданина — РФ есть демократическое правовое светское федеративное государство, высшими ценностями которого являются человек, его достоинство, неотъемлемые права и свободы. Высшим законодательным органом является парламент (Совет Федерации и Государственная Дума), исполнительным — Правительство РФ. Президент выведен из системы разделения властей и обозначен как самостоятельный субъект власти.

Инициативу выхода с собственным проектом Конституции Президент Б.Н. Ельцин обосновал в Указе от 12 мая 1993 года «О мерах по завершению подготовки новой Конституции РФ»: преодоление конституционного кризиса и осуществление демократических реформ возможным только путем скорейшего принятия российской Конституции. 12 мая 1993 года Президент издал распоряжение «О составе рабочей комиссии по доработке проекта Конституции Российской Федерации» — доработка президентского проекта Конституционным совещанием.

Верховный Совет РФ в ответ сформировал комитет по конституционному законодательству.

Это усугубило противостояние между Верховным Советом и Президентом России — некоторые депутаты и большая часть экспертов Конституционной комиссии (Верховный Совет) перешли на сторону Президента и приняли участие в работе Конституционного совещания (Президент).

Указом Президента РФ от 2 июня 1993 года «О порядке работы Конституционного совещания» уточнялись сроки его работы — с 5 по 16 июня 1993 года — однако работа Конституционного совещания продолжалась до начала июля, а 12 июля 1993 года проект Конституции был одобрен Президентом РФ.

По президентскому проекту изначально Государственная Дума была весьма слабым органом. Проект Конституционного совещания в некоторой степени усилил ее позиции, в том числе за счет передачи ей отдельных полномочий от Совета Федерации — утверждение председателя Правительства РФ, решение вопросов о доверии Правительству РФ или о его отставке.

Примерно в те же дни свой (обновленный) вариант представила и Конституционная комиссия. Оба проекта были направлены в регионы для согласования, результаты которого оказались неожиданными — большинство регионов поддержали проект Конституционной комиссии.

21 сентября 1993 года Президент РФ Б.Н. Ельцин издал Указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» и «Обращение к гражданам России». Указ прерывал осуществление законодательной, исполнительной и контрольных функций Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Согласно Указу до начала работы нового двухпалатного парламента — Федерального Собрания РФ — и принятия им на себя соответствующих полномочий надлежало руководствоваться президентскими указами и правительственными постановлениями. В создавшихся обстоятельствах проект Конституционного совещания стал уже не альтернативным, а основным.

Конституционная комиссия поставила себе новую задачу — разработать механизм выхода из кризиса: проект поправок в действующую Конституцию 1978 года, Положение о досрочных выборах Президента и парламента, Положение о временном (до проведения досрочных выборов) порядке деятельности органов федеральной власти и последнюю редакцию проекта новой Конституции. 3 октября 1993 года эти документы были переданы в Верховный Совет. В Москве на некоторое время было введено чрезвычайное положение. Президент сконцентрировал в своих руках всю полноту государственной власти, и работа над проектом Конституции возобновилась. Естественно, о проекте, подготовленном Конституционной комиссией, равно как и о других, речи уже не шло. 15 октября 1993 года Президент РФ Б.Н. Ельцин издал Указ «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации», которым назначил голосование на 12 декабря. В этот же день прошли выборы депутатов федерального парламента. На референдуме Конституция получила требуемое большинство голосов. В голосовании приняли участие 58 187 755 зарегистрированных избирателей (54,8%). За принятие проекта Конституции России проголосовало 32 927 630 избирателей (58,4%), против — 23 431 333 человека (41,6%). Таким образом, фактически за Конституцию России проголосовала лишь четверть россиян.

Читайте также:  Егрюл на английском языке образец

Официальная дата вступления в силу Конституции России 25 декабря 1993 года. 12 декабря 1993 года — День Конституции РФ.

В Российском государстве основы конституционного строя и первые законодательные акты конституционного характера возникли в начале XX в. Только революция 1905 г. привела к необходимости превращения неограниченной самодержавной власти в конституционную монархию.

Первым законодательным актом конституционного значения стал Манифест от 17 октября 1905 г., который провозгласил введение гражданских свобод и создание законодательного органа в виде Государственной Думы, ограничившей самодержавную власть монарха. В апреле 1906 г. были приняты Основные государственные законы, определившие двухпалатную парламентскую систему и установившие, что вместе с Думой и Государственным Советом законодательную власть осуществляет император, без утверждения которым ни один закон не приобретал юридической силы. В октябре 1905 г. актом «О мерах к укреплению единства в деятельности министерств головных управлений» была осуществлена реорганизация Совета Министров, превращенного в постоянно действующий орган. С 1906 г. каждое губернское земское собрание получило право выбирать по одному члену Государственного Совета. Указом от 11 декабря 1905 г. «Об изменении положения о выборах в Государственную Думу» значительно расширен круг избирателей.

О конституционном характере Основных государственных законов свидетельствует то, что они могли изменяться только по инициативе императора. По мнению некоторых ученых-конституционалистов, в совокупности перечисленные законодательные акты являются первой конституцией Российского государства.

До 1917 г. был принят ряд актов, развивающих положения Основных государственных законов: Закон «О военно-полевых судах»; Указ «Об уравнении крестьян в правах с другими сословиями»; Указ «О праве крестьян закреплять за собой их наделы»; новое Положение о выборах; Закон «О порядке издания касающихся Финляндии законов и постановлений», а позже Указ от 25 февраля 1917 г. «О роспуске Государственной Думы» и др.

Ряд актов конституционного значения был принят в период между Февральской и Октябрьской революциями. Они издавались Временным правительством, способствовали демократизации общественной жизни, однако в большинстве своем нс были реализованы.

Победа Октябрьской революции в России привела к смене общественноэкономической формации, приходу к государственной власти новой политической силы. Это обусловило необходимость принятия конституции социалистического типа. Первая советская Конституция была принята 10 июля 1918 г. Пятым Всероссийским съездом Советов. Эта Конституция закрепляла:

  • — диктатуру пролетариата и полновластие Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов;
  • — установление социалистической собственности на средства и орудия производства и ликвидацию эксплуатации человека человеком;
  • — установление полного национального равноправия и права наций на государственное самоопределение;
  • — создание новой системы государственных органов и принципов их организации и деятельности;
  • — равноправие трудящихся.

Конституция РСФСР 1918 г. носила четко выраженный классовый характер, юридически закрепляла диктатуру пролетариата. Она явилась образцом для конституций других советских республик: Белорусской (1919), Украинской (1919), Азербайджанской (1921), Армянской (1922), Грузинской (1922).

После образования СССР в 1922 г. на основе Декларации и Договора об образовании СССР была принята первая Конституция СССР 1924 г., а на ее основе — Конституция РСФСР 1925 г. Дальнейшее развитие российской Конституции шло на основе общесоюзной Конституции и в строгом соответствии с ней.

В середине 1930-х гг. в СССР было провозглашено построение основ социализма. Социалистические общественные отношения стали господствующими в экономике, политике, социально-культурной области. Эти изменения потребовали конституционного закрепления.

В декабре 1936 г. Чрезвычайный VIII съезд Советов СССР принял новую общесоюзную Конституцию СССР, на основе которой в 1937 г. была принята новая Конституция РСФСР. Эта Конституция отразила факт победы социализма в стране; закрепила господство социалистической системы хозяйства и социалистической собственности на орудия и средства производства; провозгласила перерастание государства диктатуры пролетариата в общенародное государство; установила конституционный принцип равенства граждан; отменила все ограничения избирательных прав; ввела новую систему представительных органов государственной власти; формально расширила конституционно закрепленный круг прав и свобод граждан.

В 1977 г. в связи с провозглашением построения социализма и общенародного государства в СССР была принята после всенародного обсуждения новая Конституция СССР, в 1978 г. — Конституция РСФСР, действовавшая до декабря 1993 г. со значительными изменениями и дополнениями, принятыми в 1991 — 1993 гг.

В декабре 1993 г. путем всенародного голосования была принята Конституция РФ, которая явилась началом нового этапа конституционного развития страны.

Необходимость принятия этой Конституции была обусловлена коренными преобразованиями в жизни российского общества: переходом от социалистической системы хозяйства к рыночной экономике, от авторитарной политической системы к многопартийности, от всевластия Советов к разделению властей, к построению демократического правового государства. Многочисленные изменения и дополнения Конституции РСФСР 1978 г. не могли адекватно отразить все изменения в характере общественных отношений.

В 1993 г. после острого политического кризиса между законодательной и исполнительной властью Президент РФ издал Указ от 20 марта 1993 г. № 379 «О деятельности исполнительных органов до преодоления кризиса власти», которым назначил на 25 апреля референдума о доверии Президенту и одновременно но проекту новой Конституции и проекту закона о выборах в федеральный парламент. По итогам референдума 60% голосующих выразили доверие Президенту и высказались за досрочное переизбрание депутатов. Указом Президента от 12 мая 1993 г. № 660 «О мерах по завершению подготовки новой Конституции Российской Федерации» было созвано Конституционное совещание для завершения подготовки проекта новой Конституции России. Для работы в этом органе были приглашены представители органов государственной власти (как федеральных, так и субъектов), органов местного самоуправления, политических партий, профсоюзных, молодежных, религиозных организаций, товаропроизводителей, предпринимателей. В состав Конституционного совещания были также приглашены члены Конституционной комиссии Съезда народных депутатов РФ, представители от депутатских фракций, Президента РФ, Правительства РФ, высших судебных органов и Генеральной прокуратуры РФ. Это Совещание работало более месяца и изучило около 50 тысяч замечаний и предложений к проекту Конституции, было внесено свыше 500 поправок и разработано около 40 принципиально новых норм. 12 июля 1993 г. Конституционное совещание одобрило проект Конституции РФ.

12 декабря 1993 г. состоялся референдум по принятию новой Конституции РФ. В нем приняло участие 58 187 755 зарегистрированных избирателей (54,8% от общего числа). За принятие Конституции проголосовало свыше 54%.

Как отмечалось ранее, конституция любого государства с точки зрения ее сущности и предназначения является отражением объективных процессов общественного развития, сложившегося в обществе соотношения политических сил. Любые крупные изменения этого соотношения неизбежно влекут изменения в содержании основного закона.

Читайте также:  Как правильно пишется алкоголь

В Конституции РФ по-новому закреплены основополагающие принципы общественного устройства, которые сформулированы в гл. 1 «Основы конституционного строя». Нормы эти практически полностью деидео- логизированы в отличие от ранее действовавших конституций социалистического типа.

Российская Федерация провозглашается демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Закреплено, что носителем суверенитета и единственным источником власти является многонациональный народ России.

К числу основ конституционного строя отнесено признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, а соблюдение и защита прав и свобод — к обязанностям государства.

В Конституции последовательно проведен классический принцип государственности — разделение законодательной, исполнительной и судебной властей (ст. 10).

Важной новеллой является положение об особой защите системы государственной власти. Как подчеркивается в ст. 3 Конституции, «никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону».

В отличие от Конституции РСФСР 1978 г., в Конституции нет специальной главы, регулирующей экономическую систему. Однако эти вопросы закреплены в институте частной собственности, в том числе на землю. В частности, признаются и равно защищаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ст. 8,9,35, 36 Конституции).

В целях недопущения господства той или иной идеологии в обществе Конституция РФ устанавливает принцип идеологического многообразия. Согласно ст. 13 никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Этот принцип дополняется признанием многопартийности, равенства общественных объединений перед законом.

Впервые в конституционном законодательстве Конституция РФ устанавливает светский характер нашего государства. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Российская Федерация провозглашена правовым государством. В связи с этим к основам конституционного строя отнесены положения: о высшей юридической силе Конституции и се прямом действии на всей территории государства; о соответствии Конституции законов и иных правовых актов; об обязательности Конституции и законов для органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений. В Конституции 1993 г. впервые законодательно устанавливается, что законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ст. 15).

Впервые в Конституции РФ закреплено положение о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Все положения, включенные в гл. 1 Конституции, составляют основы конституционного строя РФ и находятся под повышенной правовой охраной даже по сравнению с другими нормами Конституции. В частности, установлено, что никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя. Кроме того, предусмотрен особый порядок изменения этих положений, которые не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Если такие предложения будут поддержаны тремя пятыми от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание, которое и будет решать данный вопрос (ст. 135).

Конституция 1993 г. внесла значительные изменения в нормы, закрепляющие институт прав и свобод человека и гражданина. Оценивая характер этих изменений в целом, следует отметить, что в нормах гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» в обобщенном виде использованы все действующие международные правовые акты в этой области. Закреплен принцип неотчуждаемости прав и свобод и принадлежности их каждому от рождения. Установлены новые для нашего конституционного законодательства права и свободы: право на жизнь; запрет пыток, насилия, жестокого или унижающего достоинство обращения или наказания; защита частной жизни; право определения и указания национальной принадлежности; право свободного передвижения и выбора места пребывания и жительства; право на частную собственность и предпринимательскую деятельность; запрет принудительного труда; право на альтернативную службу и др.

Несмотря на то, что конституционный круг прав и свобод весьма широк, их перечисление в Конституции не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод.

Впервые закреплен в Конституции принцип непосредственного действия конституционных прав и свобод. В ней содержится ряд положений, направленных на укрепление и сохранение России как единого федеративного государства. Большинство этих положений включено в содержание основ конституционного строя, которые, как отмечалось выше, находятся под повышенной правовой защитой. В этом отношении принципиальный характер носят положения ст. 4 и 5 Конституции, в которых закреплено, что суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию; Конституция и федеральные законы имеют верховенство на всей территории России; Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории; федеративное устройство основано на государственной целостности, единстве системы государственной власти.

Для сохранения целостности, да и самого существования России принципиальный характер имеет ликвидация в Конституции 1993 г. понятия «суверенитет республик», входящих в Российскую Федерацию, а также права республик на выход из состава Федерации. В Конституции установлено, что во взаимоотношениях с федеральными органами власти все субъекты РФ равноправны. В отличие от ранее действовавших, Конституция 1993 г. более четко разграничивает предмет ведения Российской Федерации и ее субъектов.

После внесения этих положений Конституционный Суд РФ принял ряд решений, направленных на проверку конституционности норм ряда конституций субъектов РФ. Эти решения были направлены на сохранение территориальной целостности России, на борьбу с «парадом суверенитетов», так как в этих конституциях был провозглашен суверенитет республик. Конституционный Суд РФ установил, что Конституция РФ не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России и, следовательно, не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета РФ. Суверенитет РФ, в силу Конституции, исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью, т.е. не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов РФ.

Конституция 1993 г. содержит ряд новых положений в сфере организации и деятельности системы органов государственной власти.

Закрепив принцип разделения властей, Конституция РФ выводит Президента РФ из системы исполнительной власти и ставит на особое самостоятельное место в системе высших органов. По существу, Президент РФ как глава государства, гарант конституционного строя, стоит над ветвями власти. Это проявляется также в возложении на него определения основных направлений внутренней и внешней политики, функции своеобразного арбитра в спорах между органами власти РФ и ее субъектов и др.

Ликвидировав систему Советов, Конституция 1993 г. внесла серьезные изменения в порядок формирования и деятельности высшего представительного органа. Парламентом РФ является Федеральное Собрание, состоящее из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. В отличие от ранее действовавших конституций, предусматривавших равенство палат Верховного Совета, Конституция РФ 1993 г. устанавливает различный порядок формирования, численность, статус, сферу полномочий, порядок работы каждой из палат Федерального Собрания. По существу, в Конституции проведено классическое деление на нижнюю и верхнюю палаты, свойственное большинству двухпалатных парламентов.

Значительные изменения внесены в законодательный процесс. Конституция РФ 1993 г. вводит ранее неизвестный вид законодательного акта — Федеральный конституционный закон и устанавливает особый порядок его принятия.

К числу важных изменений в конституционном закреплении системы государственных органов относится прекращение деятельности местных органов государственной власти в лице Советов народных депутатов и введение системы органов местного самоуправления.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector