Методические рекомендации по внедрению профстандарта

Методические рекомендации по внедрению профстандарта

Внедрять или не внедрять

Существуют, как обычно, две противоположные точки зрения: апологеты стандартизации и умеренные оптимисты, у каждой группы свои аргументы и доводы, в том числе со ссылкой на законодательство.

Большинство работодателей уверено, что профстандарты обязательны для всех организаций вне зависимости от форм собственности. Жесткие требования к квалификации сотрудников в связи с вступлением новой статьи 195.3 ТК РФ предъявляются в отношении предприятий всех форм собственности, — считает, в частности, президент МОО поддержки и защиты малого и среднего бизнеса «Деловые люди», владелица и руководитель швейного производства «Софиано» Ольга Косец. По ее словам, изначально планировалось внедрение стандартизации в отношении государственных, бюджетных, унитарных предприятий, корпораций, внебюджетных государственных фондов, то есть хозяйствующих субъектов, у которых доля государственной или муниципальной собственности составляет 50 и более процентов, но в 2015 году был принят Федеральный закон «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 02.05.2015 N 122-ФЗ, согласно которому квалификационные стандарты признаны обязательными для всех категорий работников.

В пользу данной точки зрения можно отнести и тот факт, что все профстандарты проходят регистрацию в Минюсте России, а значит, являются нормативными правовыми актами, обязательными к применению.

Однако юристы поясняют, что, согласно формулировкам, изложенным в статье 195.3 ТК , профстандарты обязательны только в случае, если законами или иными нормативными актами устанавливаются требования к компетенциям. В противоположном случае данный документ является рекомендацией, даже несмотря на свой факт регистрации в Минюсте. «Таким образом, если Трудовым Кодексом или специальными законами, например «О бухгалтерском учете», «Об образовательной деятельности» и т.п., не установлены требования к квалификации работника, то и применение профессиональных стандартов не является обязательным, — объясняет управляющий партнер юридической фирмы «Касенов и партнеры» Екатерина Касенова. — Однако вторая часть этой же статьи ТК говорит о том, что характеристики компетенций, которые содержатся в профессиональных стандартах, применяются работодателями в качестве основы для определения дальнейших требований к квалификации работников. Таким образом, законодатель предлагает работодателю самостоятельно провести «корректировку» запросов, содержащихся в профессиональных стандартах, в зависимости от применяемых технологий и принятой организации производства и труда».

Зачем нужен график

Так или иначе, факт неизбежности применения профстандартов очевиден, и рано или поздно все они станут обязательными для работодателей.

Поэтому неважно, будет в организации сейчас применяться какой-то один стандарт, или работодатель решит одномоментно применить соответствующие профстандарты ко всем своим работникам, — необходимость процедуры их внедрения очевидна.

Что можно порекомендовать работодателю? Прежде, чем искать образец приказа о внедрении профстандартов в организации, надо четко выделить позиции в штатном расписании, для которых соблюдение требований профстандарта будет обязательным. Затем определить необходимость приведения в соответствие документов, организовать обучение или провести штатные перестановки. Только после этого можно приступать к работе с остальными позициями штатного расписания.

Во избежание возможной путаницы и различного рода недоразумений, в том числе в общении с работниками, представляется целесообразным подготовить заблаговременно соответствующий план-график.

Типовой план мероприятий по внедрению профстандартов в организации

Разрабатывая план, необходимо учитывать, что при внедрении стандартов могут возникнуть потенциально конфликтные ситуации, связанные, в том числе, с увольнением, в связи с чем рекомендуем проведение всех мероприятий планировать минимум за пару месяцев до непосредственного исполнения. Кроме того, просим учитывать, что Методические рекомендации по применению стандартов, разработанные Минтруда, до сих пор находятся в стадии проекта, в связи с чем вся ответственность за процедуры перехода полностью лежит на работодателе.

При разработке плана-графика работодателю также необходимо помнить, что механизмов внедрения профстандарта не существует, поэтому целесообразно придерживаться общих правил и норм, которые являются обязательными при проведении любых организационно-штатных мероприятий.

С чего начать

Рекомендуем начать с создания комиссии или определения ответственного лица за подготовку к внедрению профстандарта, и поставить им следующие задачи.

Основные мероприятия

  1. Изучить соответствующий профстандарт.
  2. Определить перечень должностей в штатном расписании, которые необходимо привести в соответствие с положениями профессионального стандарта (при необходимости проведения организационно-штатных мероприятий подготовить соответствующий приказ и уведомить заинтересованных лиц за два месяца до их проведения).
  3. Определить круг лиц, которые подпадают под действие соответствующего профстандарта.
  4. Создать аттестационную комиссию для работников, которые подпадают под действие соответствующих профстандартов, с целью определения квалификационного соответствия этих лиц требованиям профстандартов. При необходимости провести процедуру аттестации работников на соответствие квалификации, изложенной в стандарте.
  5. Уведомить надлежащим образом работников, чьи должности подпадают под внедрение профстандартов, что их существенные условия труда подлежат изменению (при необходимости).
  6. Подготовить проекты изменений в положения о подразделениях, должностные инструкции работников и иные локальные нормативные акты (в том числе дополнительные соглашения к трудовым договорам), положения которых подлежат изменению в связи с внедрением профстандартов.
  7. Обеспечить доступ к материалам по профстандартам всех работников организации, в том числе сформировать группу, в которую работники могут обратиться и получить разъяснение по вопросу внедрения стандарта.
Читайте также:  Временная регистрация по дду

Итоговые мероприятия

После того как работодатель организовал и провел указанные выше мероприятия, а также урегулировал с работниками все вопросы относительно вносимых изменений в исполняемый ими функционал, можно знакомить работников с новыми локальными нормативными актами, в положения которых были внесены соответствующие изменения, и подписать дополнительные соглашения к трудовым договорам.

Автор: Д. Ю. Панина

Внедрение системы профстандартов в части требований к квалификации для бюджетников обязательно. Оно должно проходить поэтапно по плану, разработанному учреждением, и завершиться в 2020 году[1]. Официальных методичек по внедрению системы профстандартов пока нет. Как же составить план правильно?

Методические рекомендации по применению профстандартов должен разработать Минтруд. На момент написания статьи документ находился в стадии проекта (№ 00/04-18047/09-14/28-13-5) Читайте также

Регламент – технический документ, который фиксирует перечень правил, обязательных для использования в определенном проекте, ситуации, отрасли и т. д. – конкретизирует определенные вопросы. Регламент более конкретный документ, он может раскрывать отдельные условия положения, чтобы не было двойного толкования. Регламент описывает алгоритм конкретных действий, максимально допустимые значения и т. п. Например, если в положении указано, что рабочая группа создается в организации на период внедрения профстандартов, то регламент фиксирует процедуру создания этой группы: кто ответственный, когда группа должна быть создана, как зафиксировать ее состав и пр. Обычно регламент создается на базе положения, проясняя алгоритм выполнения включенных в положение задач.

Составляем план.

Созданная комиссия начинает работу над планом.

Унифицированного образца плана-графика внедрения профстандарта нет, поэтому составлять его можно в свободной форме.

Однако требования к плану существуют – они перечислены в ч. 1 Постановления № 584. План по внедрению системы профстандартов в учреждении должен содержать:

список профстандартов, подлежащих применению;

сведения о потребности в профобразовании, профобучении и (или) дополнительном профобразовании работников, полученные на основе анализа квалификационных требований, содержащихся в профстандартах, и кадрового состава учреждения, и о проведении соответствующих мероприятий по образованию и обучению в установленном порядке;

этапы применения профстандартов;

перечень локальных нормативных актов и других документов учреждения, в том числе по вопросам аттестации, сертификации и других форм оценки квалификации работников, подлежащих изменению с учетом положений профстандартов, подлежащих применению.

В план могут быть включены и другие пункты – для удобства перехода на систему профстандартов. Каждый работодатель составляет план под свои потребности. Одни прописывают подробно все мероприятия. Другие – только переход на конкретные профстандарты.

Можно вносить в план все мероприятия списком – по мере выполнения. Но лучше разделить их на следующие блоки:

Организационно-правовое обеспечение и информационное сопровождение.

Актуализация нормативно-правовой базы.

Определение соответствия профессионального уровня работников требованиям стандарта.

Развитие профессиональных компетенций. Обучение персонала.

План-график профстандартов удобнее оформить в виде таблицы с конкретными задачами, сроками выполнения и ответственными лицами. При составлении можно взять за основу как Разработку Минобрнауки[5], так и Методические рекомендации соцзащиты[6].

Образец плана, разработанный для учреждений соцзащиты:

План по организации применения профстандартов

Составление списка профстандартов, подлежащих применению, в том числе:

Перечень профстандартов, подлежащих применению

Изучение и анализ профстандартов

Составление Перечня ЛНА и документов, подлежащих изменениям в связи с применением профстандартов:

Анализ наименований должностей работников на соответствие профстандартам

Анализ должностных инструкций на соответствие профстандартам

Внесение изменений в ЛНА и другие документы:

Корректировка должностных инструкций в части трудовых функций, наименования должностей, уровня образования и квалификации

Корректировка штатного расписания в части наименования должности (профессии)

Внесение изменений в трудовые договоры работников и заключение в установленном порядке допсоглашений к трудовому договору

Корректировка Положения о проведении аттестации на соответствие занимаемой должности в части уровня образования, квалификации, стажа работы и др.

Внесение изменений в другие документы (какие)

Разработка методики определения потребности в профобразовании, профобучении и дополнительном профобразовании (далее – обучение)

Сбор сведений о потребности в обучении работников и анализ полученных сведений

Внесение изменений в коллективный договор в части обучения работников

Разработка ЛНА, регулирующего обучение работников, и его утверждение

Разработка плана обучения работников на соответствующие календарные годы (например, три года) и его утверждение в установленном порядке

Другие мероприятия по обучению работников (при необходимости)

Разработка приказа об установлении этапов применения профстандартов

Другие мероприятия по применению профстандартов

Этапы применения профстандартов

Образец плана, разработанный для образовательных учреждений:

План по организации применения профстандартов

Список профстандартов, подлежащих применению

Читайте также:  Письмо президенту россии официальный сайт просьба

Сведения о потребности в профобразовании, профобучении и (или) дополнительном профбразовании работников

Этапы применения профстандартов

Перечень ЛНА и других документов, подлежащих изменению в связи с учетом положений профстандартов, подлежащих применению

Профстандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», утвержденный Приказом Минтруда РФ от 24.07.2015 № 514н

Петров П. П., педагог-психолог – потребность в высшем образовании по профильному направлению

Внесение изменений в ЛНА и другие документы (1 января – 1 июня 2017 года); осуществление работодателем мероприятий по подготовке (профобразованию) работника (1 июня 2017 года – 1 января 2020 года)

ЛНА, определяющий формы подготовки и дополнительного профобразования работников, перечень необходимых профессий и специальностей; договоры с работниками о реализации их права на подготовку и дополнительное профобразование

Профстандарт «Специалист в области воспитания», утвержденный приказом Минтруда РФ от 10.01.2017 № 10н

Сидорова С. С., социальный педагог – потребность в дополнительном профобразовании по направлению профессиональной деятельности в организации

Внесение изменений в ЛНА и другие документы (1 января – 1 июня 2017 года); осуществление работодателем дополнительного профобразования работников (1 января 2017 года – 1 января 2020 года)

Мы ознакомились с первыми этапами внедрения системы профстандартов в организации: формирование комиссии и работа по составлению плана. В следующем номере продолжим тему.

[1] Требование п. 1, 2 Постановления Правительства РФ от 27.06.2016 № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами РФ, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности» (далее – Постановление № 584).

[2] Проект создан 02.09.2014, находится на сайте по адресу: regulation.gov.ru/projects#npa=29346.

[3] Порядок учета мнения первичной профсоюзной организации при принятии ЛНА установлен ст. 372 ТК РФ – так недостижение согласия, разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять приказ.

[4] Состав комиссии с указанием должностей (председатель, заместитель, секретарь), но без персональных данных (эта информация отражается в приказе).

[5] «Ответы на актуальные вопросы о профессиональных стандартах» (приложение к Письму Общероссийского Профсоюза образования от 10.03.2017 № 122).

[6] Методические рекомендации по организации работы, связанной с разработкой планов по организации применения профессиональных стандартов в государственных учреждениях социальной защиты Санкт-Петербурга, утв. Распоряжением Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 21.11.2016 № 361-р.

Методические рекомендации по применению профессиональных стандартов разработаны компетентными органами власти. Однако формального следования им может быть недостаточно — изучим, почему.

Кому могут понадобиться методические рекомендации по разработке профессиональных стандартов?

Разработчиками профстандартов могут быть (п. 3 правил, введенных постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 № 23, далее — правила):

  • объединения компаний-работодателей;
  • отдельные предприятия;
  • профессиональные объединения и СРО;
  • НКО.

Принимать участие в разработке профстандартов могут образовательные учреждения и иные заинтересованные субъекты.

Координировать работу над созданием профстандартов обязано Минтрудсоцзащиты РФ. Разработка профстандартов должна осуществляться в соответствии с методическими рекомендациями, также издаваемыми Минтрудсоцзащиты РФ (п. 6 правил).

Методические рекомендации, о которых идет речь в этой публикации, утверждены приказом Минтрудсоцзащиты РФ от 29.04.2013 № 170н.

Рассмотрим, какие из положений данного приказа заслуживают особого внимания.

Методические рекомендации Минтрудсоцзащиты РФ: на что обратить внимание

Любой профстандарт, соответствующий критериям, которые установлены Минтрудсоцзащиты РФ, должен включать:

1. Перечень обобщенных трудовых функций по должности, для которых устанавливаются:

  • возможное наименование должности, которая соответствует обобщенной трудовой функции;
  • требования по образованию, опыту работы специалиста, которые нужны для выполнения соответствующей функции;
  • особые условия допуска к работе;
  • прочие значимые характеристики.

Только в том случае, если квалификация сотрудника соответствует требованиям по уровню образования и опыту, он получает право работать по профессии, для которой разработан стандарт (при условии обязательного его применения).

2. Перечень конкретных трудовых функций — в рамках обобщенной функции, для каждой из которых устанавливаются:

  • перечень трудовых действий (фактически — функциональных обязанностей человека на рабочем месте);
  • перечень знаний, умений сотрудника;
  • прочие значимые характеристики.

Таким образом, главные задачи разработчика профстандарта:

  • выстроить оптимальный баланс между требованиями по образованию, опыту (при определении ключевой, обобщенной трудовой функции) как условиями допуска человека к работе по профессии, для которой установлен профстандарт;
  • осуществить эффективную группировку схожих или близких по существу трудовых действий в рамках конкретных трудовых функций.

Главная задача профессионального стандарта — стимулирование повышения производительности труда за счет эффективного распределения трудовых действий между сотрудниками предприятия при условии наличия у них достаточной квалификации. Некачественная проработка профстандарта способна привести к обратному результату.

Пока профессиональные стандарты не приобрели повсеместной распространенности, у законодателя и иных заинтересованных лиц есть время на то, чтобы обратить внимание на ряд очевидных проблемных нюансов внедрения стандартов на практике.

Читайте также:  Ф 0504505 авансовый отчет

Дело в том, что качество профстандартов, разработанных в соответствии с рекомендациями Минтрудсоцзащиты РФ и принятых, таким образом, в виде федеральных нормативных актов, оценивается экспертами неоднозначно. Рассмотрим, в чем могут заключаться недоработки компетентных ведомств в данном направлении их деятельности.

Проблемные нюансы при разработке профстандартов: дефицит регламентов

На текущий момент эксперты выявляют следующие проблемные нюансы:

1. Отсутствие законодательных регламентов, определяющих порядок применения трудовых функций из разных профстандартов.

На многих предприятиях есть специалисты, выполняющие работу, по сути соответствующую трудовым функциям из нескольких стандартов. Например, бухгалтер, кроме деятельности по своему профстандарту (утвержденному приказом Минтруда РФ от 22.12.2014 № 1061н), также может решать задачи, связанные с управлением кадрами, для которого также принят отдельный профстандарт (утвержден приказом Минтруда РФ от 06.10.2015 № 691н). Как в таком случае внедрять трудовые функции, законодатель пока не разъяснил.

2. Отсутствие законодательных регламентов, определяющих порядок выбора конкретных трудовых функций из числа зафиксированных в профстандарте.

В структуре профстандартов предусмотрено 2 типа трудовых функций:

  • «обычные»;
  • обобщенные (объединяющие в себе «обычные»).

С учетом отмеченной особенности законодательного регулирования неясно, какие трудовые функции прописывать в должностной инструкции (ДИ) сотрудника — обобщенные или «обычные». Если фиксировать в инструкции сотрудника первые, то соответствующий им объем работы может оказаться фактически невыполнимым для работника. В свою очередь, отражение в ДИ только одной «обычной» трудовой функции делает крайне сложной организацию работы в фирме, так как в этом случае на каждую «обычную» функцию придется нанимать отдельного сотрудника.

Проблемные нюансы: практика внедрения профстандартов

Есть также ряд проблемных нюансов, характеризующих практику внедрения профстандартов:

1. Недостаточная сбалансированность соотношения профессионального разряда по должности и стажа работы во многих профстандартах.

Например, получение 5-го разряда монтажником опалубочных систем исходя из структуры соответствующего профстандарта (утвержденного приказом Минтруда РФ от 16.01.2015 № 17н) возможно, только если человек сможет последовательно приобрести разряды с 1-го по 4-й в течение стажа работы, составляющего порядка 10 лет.

На практике совсем немного специалистов готовы проделать данный карьерный путь, в то время как молодые и даже имеющие средний по меркам отрасли опыт монтажники по логике соответствующего профстандарта смогут рассчитывать разве что на не самую высокую зарплату по младшим разрядам. В случае если данный профстандарт будет обязательным для всех предприятий, возможно возникновение резкого дефицита кадров в соответствующем сегменте вследствие массового устремления монтажников перепрофилироваться под более высокооплачиваемые профессии.

2. Отсутствие разграничений по квалификационным требованиям для руководящих должностей в некоторых сферах хозяйства, которые могли бы устанавливаться исходя из правового статуса предприятия, а также масштабов бизнеса.

Так, руководителем любого строительного предприятия по соответствующему профстандарту (утвержденному приказом Минтруда РФ от 26.12.2014 № 1182н) может быть только человек с высшим образованием, имеющий опыт работы в строительстве не менее 5 лет, на руководящей должности — не менее 2 лет. Если применение такого стандарта будет обязательным для всех фирм, это может значительно осложнить вход в сегмент для молодых квалифицированных менеджеров, а также предпринимателей, не имеющих большого опыта в строительной сфере: при недостаточном практическом опыте владелец бизнеса не сможет возглавить свою же организацию, и ему придется нанимать стороннего менеджера.

3. Наличие в ряде профстандартов чрезмерно строгих требований к стажу работы, что делает крайне затруднительным или практически невозможным начало карьеры молодого специалиста.

В числе таких профстандартов — «Гидротехник в строительстве» (утвержден приказом Минтруда РФ от 22.04.2015 № 237н). Данным стандартом предусмотрена единственная обобщенная трудовая функция, для которой вне зависимости от уровня образования человека установлен минимальный стаж работы в 3 года по направлению профессиональной деятельности. Молодой выпускник среднего учебного заведения и, возможно, исключительно квалифицированный гидротехник может не иметь законной возможности устроиться на работу по своей же профессии, если стандарт будет обязательным.

Можно с уверенностью говорить об исключительной значимости обращения компетентными органами внимания на указанные проблемные нюансы, а также принятия ими практических мер по совершенствованию подходов к разработке профессиональных стандартов.

Итоги

Минтрудсоцзащиты РФ издало отдельные Методические рекомендации по разработке профессиональных стандартов. В соответствии с ними профстандарты должны структурироваться и наполняться по существу — как источники норм, призванные повышать производительность труда на российских предприятиях. При этом, как показывает практика внедрения профстандартов, данные рекомендации, как и сами профстандарты, пока еще не являются четко сбалансированным источником норм и вызывают много вопросов.

Узнать больше об особенностях применения профстандартов на практике вы можете в статьях:

Ссылка на основную публикацию
Материнский капитал реализация сертификата
Как получить 453 тысячи рублей при рождении ребенка и на что их можно потратить Что такое материнский капитал Материнский капитал...
Льготы инвалидам военной службы
Льготы для военных пенсионеров-инвалидов выделяются государством. Эта категория граждан имеет особый статус. Льготные условия и порядок оплаты устанавливается и контролируется...
Льготы для детей участников боевых действий
Военным, являющимся ветеранами боевых действий, от государства полагаются определенные компенсации, выплаты и пособия. Но право на получение социальной поддержки имеют...
Материнский капитал 2013 размер точная сумма
В последнее время в нашей стране много говорят и пишут о поддержке семьи, материнства и детства. На государственном уровне одной...
Adblock detector