Отличие министерства от службы и агентства

Отличие министерства от службы и агентства

Классификация органов исполнительной власти

По признаку федеративного устройства органы исполнительной власти делятся: на федеральные органы исполнительной власти (Правительство РФ, федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства и др.); органы исполнительной власти субъектов РФ (правительства, администрации и их обособленные структурные подразделения в субъектах РФ).

По территориальному масштабу деятельности существуют: федеральные органы исполнительной власти, которые осуществляют деятельность в масштабе Российской Федерации; территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, которые создаются федеральными органами исполнительной власти для осуществления своих полномочий в масштабе федерального округа, субъекта РФ, муниципального образования; органы исполнительной власти субъектов РФ, которые осуществляют свою деятельность в масштабе субъекта РФ. В зависимости от объема и характера компетенции:

• органы общей компетенции осуществляют управление всеми или большинством отраслей и сфер управления;

• органы межотраслевой (надведомственной) компетенции реализуют конкретные управленческие полномочия для всех или большинства отраслей и сфер управления;

• органы отраслевой компетенции осуществляют управление конкретной отраслью управления;

• органы смежной компетенции, имеющие наряду с отраслевой компетенцией полномочия межотраслевого характера (например, Министерство здравоохранения и социального развития РФ руководит медицинскими учреждениями и осуществляет санитарно-эпидемиологический надзор, который носит надведомственный характер);

• органы внутриотраслевой компетенции в рамках отрасли руководят определенными участками деятельности.

По организационно-правовым формам выделяют следующие органы исполнительной власти: правительства, министерства, государственные комитеты, комитеты, комиссии, службы, надзоры, агентства, администрации, мэрии, инспекции, главные управления, управления, департаменты, центры, отделы и т. д.

По порядку и способу образования – создаваемые органы исполнительной власти, которые образуются в исполнительно-распорядительном порядке на основе правоприменительного акта (подавляющее большинство органов исполнительной власти), и избираемые, которые образуются на основе прямого или опосредованного волеизъявления.

По порядку разрешения вопросов – единоначальные, в которых подведомственные им вопросы разрешаются единолично руководителем органа (министерство, управление, отдел), и коллегиальные, в которых большинство подведомственных вопросов, наиболее важных, обсуждаются и принимаются коллегиально (Правительство РФ).

По источнику финансирования – бюджетного финансирования – осуществляют деятельность на основе финансовых средств, выделяемых из соответствующего бюджета, и смешанного финансирования – осуществляют деятельность на основе как бюджетных средств, так и средств, полученных от ведения хозяйственной и иной коммерческой деятельности.

Структура федеральных органов исполнительной власти (термин конституционного права) представляет собой перечень всех федеральных органов исполнительной власти с 21 мая 2012 г.

Утверждается Президентом Российской Федерации по предложению Председателя Правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации 1993 г.

Утверждается с 1994 г. при каждой смене Правительства (в период работы Правительства одного состава в неё вносятся изменения).

Структура федеральных органов исполнительной власти, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. № 636

I. Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам

  • Министерство внутренних дел Российской Федерации
  • Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
  • Министерство иностранных дел Российской Федерации
  • Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству
  • Министерство обороны Российской Федерации
  • Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству
  • Федеральная служба по техническому и экспортному контролю
  • Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств (упразднено по Указу Президента РФ от 08.09.2014 года № 613)
  • Федеральное агентство специального строительства
  • Министерство юстиции Российской Федерации
  • Федеральная служба исполнения наказаний
  • Федеральная служба судебных приставов
  • Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (федеральная служба)
  • Служба внешней разведки Российской Федерации (федеральная служба)
  • Федеральная служба безопасности Российской Федерации (федеральная служба)
  • Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (образована Указом Президента РФ от 05.04.2016 года № 157)
  • Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков(федеральная служба) (упразднена Указом Президента РФ от 05.04.2016 года № 156)
  • Федеральная служба охраны Российской Федерации (федеральная служба)
  • Федеральная служба по финансовому мониторингу (федеральная служба)
  • Федеральное архивное агентство (федеральное агентство) (введено по Указу Президента РФ от 04.04.2016 года № 151)
  • Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (федеральное агентство)
  • Управление делами Президента Российской Федерации (федеральное агентство)
Читайте также:  Кадровый приказ о переводе на другую должность

II. Федеральные министерства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам

  • Министерство здравоохранения Российской Федерации
  • Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения
  • Федеральное медико-биологическое агентство
  • Министерство Российской Федерации по делам Крыма (образовано Указом Президента РФ от 31.03.2014 года № 190, упразднено Указом Президента РФ от 15.07.2015 № 368)
  • Министерство культуры Российской Федерации
  • Федеральное архивное агентство (подчинено Президенту РФ Указом Президента РФ от 04.04.2016 года № 151)
  • Федеральное агентство по туризму
  • Министерство образования и науки Российской Федерации
  • Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
  • Федеральное агентство по делам молодёжи
  • Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
  • Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
  • Федеральная служба по надзору в сфере природопользования
  • Федеральное агентство водных ресурсов
  • Федеральное агентство лесного хозяйства
  • Федеральное агентство по недропользованию
  • Министерство промышленности и торговли Российской Федерации
  • Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии
  • Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока
  • Министерство регионального развития Российской Федерации (упразднено по Указу Президента РФ от 08.09.2014 года № 612)
  • Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (преобразовано в Министерство по Указу Президента РФ от 01.11.2013 года № 819)
  • Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
  • Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
  • Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям
  • Федеральное агентство связи
  • Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа (образовано Указом Президента РФ от 12.05.2014 года № 321)
  • Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
  • Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору
  • Федеральное агентство по рыболовству
  • Министерство спорта Российской Федерации
  • Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (введено Указом Президента РФ от 01.11.2013 года № 819)
  • Министерство транспорта Российской Федерации
  • Федеральная служба по надзору в сфере транспорта
  • Федеральное агентство воздушного транспорта
  • Федеральное дорожное агентство
  • Федеральное агентство железнодорожного транспорта
  • Федеральное агентство морского и речного транспорта
  • Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
  • Федеральная служба по труду и занятости
  • Министерство финансов Российской Федерации
  • Федеральная налоговая служба
  • Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (введена Указом Президента РФ от 15.01.2016 года № 12)
  • Федеральная таможенная служба (введена Указом Президента РФ от 15.01.2016 года № 12)
  • Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (упразднена Указом Президента РФ от 02.02.2016 года № 41)
  • Федеральное казначейство (федеральная служба)
  • Министерство экономического развития Российской Федерации
  • Федеральная служба по аккредитации
  • Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии
  • Федеральная служба по интеллектуальной собственности
  • Федеральное агентство по государственным резервам
  • Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
  • Министерство энергетики Российской Федерации

III. Федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации

  • Федеральная антимонопольная служба
  • Федеральная служба государственной статистики
  • Федеральная служба по оборонному заказу (упразднена по Указу Президента РФ от 08.09.2014 года № 613)
  • Федеральная миграционная служба (упразднена Указом Президента РФ от 05.04.2016 года № 156)
  • Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
  • Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (подчинена Министерству финансов РФ Указом Президента РФ от 15.01.2016 года № 12)
  • Федеральная таможенная служба (подчинена Министерству финансов РФ Указом Президента РФ от 15.01.2016 года № 12)
  • Федеральная служба по тарифам (упразднена Указом Президента РФ от 21.07.2015 года № 373)
  • Федеральная служба по финансовым рынкам (упразднена Указом Президента РФ от 25.07.2013 года № 645)
  • Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору
  • Федеральное космическое агентство (упразднено Указом Президента РФ от 28.12.2015 года № 666)
  • Федеральное агентство научных организаций (образовано Указом Президента РФ от 27.09.2013 года № 735)
  • Федеральное агентство по делам национальностей (образовано Указом Президента РФ от 31.03.2015 года № 168)
  • Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации (упразднено Указом Президента РФ от 02.02.2016 года № 40)

ОБЩЕЕ ПРАВИЛО

По общему правилу большинство служб, агентств и министерств сгруппированы в трехзвенные подсистемы органов, где несколько служб и агентств по смежным сферам деятельности подчиняются головному министерству, ответственному за те же сферы отношений, но имеющему отличные от служб и агентств функции и полномочия (подробнее об этом будет сказано ниже). Однако не все службы и агентства имеют свои головные министерства. В ряде случаев службы и агентства непосредственно подчиняются Президенту РФ или Правительству РФ. Так, непосредственно Президенту России подчиняются Федеральная служба безопасности (ФСБ России) и Федеральная служба охраны (ФСО России). А в подчинении Правительства РФ непосредственно находятся, в частности, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по тарифам, Федеральное агентство по рыболовству и др. Это обусловлено рядом причин, в частности спецификой сферы жизнедеятельности, требующей концентрации полномочий в одном органе, и нецелесообразностью распыления полномочий контроля, регулирования и управления в одной и той же сфере между несколькими органами.

Читайте также:  Франшиза в медицинской страховке

Кроме Минздравсоцразвития России и Роструда компетенцией по решению ряда специальных вопросов профессиональной деятельности в отдельных сферах общественной жизни обладают некоторые другие федеральные министерства и ведомства (службы и агентства), в том числе ответственные за сферы транспорта, промышленности, образования и др.

Различие в названиях федеральных органов (министерства, службы, агентства) не случайно, оно подчеркивает различие в функциях и характере полномочий. По общему правилу основными функциями министерств являются разработка предложений по реализации, изменениям, коррекции, совершенствованию государственной политики в какой-либо сфере (образования, промышленности и т.д.), а также подготовка соответствующей нормативно-правовой базы — нормативных актов для оформления необходимых изменений и совершенствования государственной политики.

В функции государственных служб входят преимущественно вопросы контроля и надзора в установленной сфере. В качестве примера можно упомянуть Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) и др.

Наконец, к функциям федеральных агентств отнесены вопросы оказания государственных услуг и управления государственным имуществом в соответствующей сфере (например, государственными лесами, недрами, водными объектами и др.).

Однако в последнее время из этого общего правила распределения данных функций между министерствами, службами и агентствами все чаще делаются исключения. Так, некоторые министерства наряду с нормотворческими осуществляют контрольно-надзорные полномочия, а также полномочия по оказанию услуг и управлению имуществом.

Среди трех указанных видов органов особое положение занимают министерства, обладающие более высоким статусом. Это выражается и в том, что только федеральные министры по общему правилу могут являться членами Правительства РФ, и в том, что министерства имеют в ряде случаев контрольные полномочия в отношении подведомственных им служб и агентств, и в том, что они разрабатывают значительную часть нормативных актов для подведомственных им служб и агентств, и даже в том, что служащие министерств имеют более высокий уровень дохода по сравнению с работниками служб и агентств. Правда, бывают и исключения. Так, статус Федеральной службы безопасности приравнен Федеральным законом "О Правительстве Российской Федерации" к статусу министерства, а директор ФСБ России является членом Правительства РФ наряду с прочими министрами.

Итак, согласно общему правилу разграничения функций министерств, служб и агентств Минздравсоцразвития России выполняет прежде всего функции разработки государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере своей компетенции, которая включает и вопросы политики в сфере профессиональной деятельности, в частности вопросы регулирования и управления в области трудовых отношений и занятости. В свою очередь, Роструд осуществляет функции контроля и надзора в данной области.

Основные функции и полномочия указанных Министерства и Службы определены и предоставлены им в соответствии с федеральными законами Правительством РФ. Сами функции и полномочия публичного управления, регулирования и контроля для федеральных органов власти могут устанавливаться только федеральными законами. Однако конкретное распределение этих функций между федеральными органами производится в соответствии с Указом Президента РФ "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти". Президентом РФ или Правительством РФ утверждаются положения об отдельных федеральных органах исполнительной власти. Эти нормативные акты детализируют функции данного органа и сводят воедино весь перечень его основных полномочий, вытекающих из множества федеральных законов, регулирующих те сферы жизнедеятельности, которые передаются упомянутым выше Указом Президента РФ в ведение соответствующего министерства, службы или агентства.

Читайте также:  Как восстановить свидетельство о рождении в днр

Открытая общественная правовая информационная система

Задать вопрос юристу

  • Главная ›
  • Правовая энциклопедия ›
  • Государственное устройство России ›
  • Правительство Российской Федерации ›
  • Зачем нужны министерства?

Зачем нужны министерства?

Министерства — самые крупный и важные органы исполнительной власти, управляющие отдельными сферами государственной деятельности. В российской правительстве полномочия и состав министерств регулярно обновляется: от одно к другому передаются функции управления социальной сферой, появляются и исчезают региональные министерства.

Традиционно в состав Правительства входят:

Министерства внутренних дел (МВД), Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС), Министерство обороны (Минобороны) – т.н. силовой блок,

Министерство иностранных дел (МИД),

Министерство юстиции (Минюст),

Министерство связи и массовых коммуникаций(Минкомсвязь),

Министерство спорта (Минспорт),

Министерства труда и социальной защиты (Минтруд) здравоохранения (Минздрав), культуры (Минкультуры), образования и науки (Минобрнауки)– т.н. социальный блок,

Министерства природных ресурсов и экологии (Минприроды), Министерство промышленности и торговли (Минпромторг), сельского хозяйства (Минсельхоз), Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства (Минстрой), Министерство транспорта (Минтранс), Министерство финансов (Минфин), Министерство экономического развития (Минэкономразвития), энергетики Российской Федерации (Минэнерго) – т.н. экономический блок.

У каждого министерства существует свой перечень полномочий – примерно сотня-полторы пунктов, за каждым из которых кроется не меньшее число дел. Два министерства занимают в Правительстве особое положение – МИД обеспечивает внешнюю политику государства и поддержку граждан за пределами государства, Минюст регистрирует все нормативно-правовые акты, ведет их базу в сети Интернет и проверяет акты исполнительных ораганов власти на предмет соответсвия закону и соблюдения порядка их принятия. Министерства, в отличие от Правительства, напрямую взаимодейтсвуют с гражданами – делают им паспорта, издают правила, которые регулируют размеры социальных выплат, защищают за границей и внутри страны, заботятся о доступности образования. Самый простой способ обращения в министерство для рядового гражданина – портал государственных услуг. Для исполнения своих функций у министерств есть большой штат чиновников, финансирование, особо прописанное в бюджете, филиалы в регионах, кроме того им подчинены некоторые федеральные службы и агентства, чью деятельность они координируют и контролируют.

Раньше объяснить чем отличаются федеральные агентства от служб и те и другие от министерств, было просто: службы и агенства исполняли специальные функции в достаточно узких областях государственного управления – агентства предоставляли государственные услуги гражданам и организациям, службы выполняли контрольные и надзорные функции – т.е. следили за исполнением законодательства, министерства же не выполняли функций по управлению имуществом, а также контролю и надзору за соблюдением законодательства, но потом функции их оказались перемешаны. При этом правило, касающееся министерств – никаких контрольно-надзорных функций и управления госимуществом – осталось в силе для большинства из них. Федеральные министерства осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств.

Руководители служб и агентств не входят в состав Правительства РФ и подчиняются профильным министрам. Ряд служб подчиняются напрямую Президенту. Это:

Федеральная миграционная служба в составе МВД России,

Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству в составе МИД России,

Федеральные службы по военно-техническому сотрудничеству, оборонному заказу, по техническому и экспортному контролю и Федеральное агентство специального строительства в составе Минобороны,

Федеральная служба исполнения наказаний и Федеральная служба судебных приставов в составе Минюста России,

Государственная фельдъегерская служба,

Служба внешней разведки Российской Федерации,

Федеральная служба безопасности,

Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков

Федеральная служба охраны,

Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации,

Управление делами Президента Российской Федерации (федеральное агентство),

Федеральное агентство по государственным резервам (Росрезерв).

Комитеты, службы, агентства итд — чем они отличаются принципиально? (Кроме очевидного, что некоторых сотрудников агентства принято называть агентами, а руководитель министерства — называется министр) В википедии особых принципиальных различий не углядел. Просто вопрос стиля и пиара — бюро не стильно, новую секретную службу назовем комитетом?

Особенно интересно в случае трансформации КГБ -> ФСБ, когда изменение произошло быстро, что изменилось в организации, когда комитет перестал быть комитетом,а стал службой?

Ссылка на основную публикацию
Отказ в открытии расчетного счета юридическому лицу
Договор банковского счета Основные моменты, касающиеся заключения договора банковского счета, указаны в гл. 45 Гражданского кодекса Российской Федерации: По договору...
Оставление ребенка в опасности по статье 125
Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению...
Оставление заявления без рассмотрения понятие основания последствия
Оставление заявления без рассмотрения — это окончание де-ла без его разрешения по существу с сохранением возможности его рассмотрения в будущем....
Отказ в предоставлении детского сада
Автор: Анна Николаевна, Юрист. Юрист. Гражданско-правовая специализация. Опыт с 2004 год. Дата: 29 мая 2019. Время чтения 5 мин. Пожаловаться,...
Adblock detector