Ответственный за экологию в организации

Ответственный за экологию в организации

Получите у нас абсолютно бесплатно подборку из более 100 документов для работы эколога на предприятии (инструкции, приказы, программы ПЭК, отчет водопользователей)

Зарегистрироваться и получить документы прямо сейчас.

ООО «Онлайн Экология»

о назначении лиц, ответственных за организацию природоохранной деятельности

организации, в том числе по обращению с отходами производства и потребления

г.__________ "__" __________ 20__ г.

В целях выполнения требований Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", а также в целях совершенствования природоохранной деятельности, повышения личной ответственности работников ООО Онлайн Экология

1. Назначить ответственным за организацию природоохранной деятельности в организации, обеспечение соблюдения требований в области охраны окружающей среды, а также за организацию производственного экологического контроля _(должность, ФИО работника)_ .

2. Назначить ответственным за осуществление производственного экологического контроля в организации _(должность, ФИО работника)_.

3. Ответственность за организацию работы по охране окружающей среды и обеспечение экологической безопасности в структурных подразделениях возложить на руководителей структурных подразделений:

3.1. в _(наименование подразделения)_ — _(должность, ФИО работника) _;

3.2. в _(наименование подразделения)_ — _(должность, ФИО работника) _;

3.3. в _(наименование подразделения)_ — _(должность, ФИО работника) _.

4. Ответственность за организацию сбора, хранения, утилизации и вывоз отходов производства и потребления с территории организации возложить на ( должность, ФИО работника)_.

5. Ответственность за правильность исчисления, согласование, осуществление платежей за негативное воздействие на окружающую среду и предоставление соответствующих документов в уполномоченные органы возложить на _(должность, ФИО работника)_.

6. Начальнику отдела кадров _(Фамилия И.О.)_ ознакомить с настоящим приказом причастных лиц под роспись.

7. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой (или: возложить на _(должность, ФИО работника) _).

Руководитель организации ______________ _________________________

Руководитель юридической службы ______________ _________________________

С приказом ознакомлены

___________________ _____________ _____________________ _______________

(должность) (подпись) (ФИО) (дата)

___________________ _____________ _____________________ _______________

(должность) (подпись) (ФИО) (дата)

___________________ _____________ _____________________ _______________

— Необходимость наличия экологической службы (эколога) на предприятии
— Требования к квалификации специалиста в области природопользования и охраны окружающей среды (эколога)
— Создание экологической службы предприятия
— Задачи экологической службы (эколога)
— Оценка эффективности работы экологической службы

Эколог или отдел охраны окружающей среды играет важную роль на предприятии. Порой малые предприятия отказываются от создания службы или добавления в штат эколога и предпочитают использовать услуги аутсорсинговых компаний, так как с финансовой точки зрения это выгоднее. Для средних (от 101 до 250 сотрудников, годовой доход — от 401 млн. до 1 млрд. руб.) и крупных (свыше 251 сотрудника, годовой доход — свыше 1 млрд. руб.) предприятий организационно выгодно создание экологической службы предприятия или внедрение штатной единицы эколога.

Информация в справке позволит оценить:
— необходимость наличия на предприятии специалиста в области охраны окружающей среды или экологической службы;
— даст представление о квалификационных требованиях к должности эколога, его обязанностях, правах, об ответственности и о требованиях, предъявляемых к этой должности;
— поможет узнать, что необходимо для экологической службы предприятия, о его функциях и задачах.

Владея информацией, предприятие сможет организовать оптимальное управление охраной окружающей среды, тем самым обеспечив экологически безопасное функционирование хозяйственной деятельности с минимальными затратами и штрафами.

Необходимость наличия экологической службы (эколога) на предприятии

Единственной нормой в природоохранном законодательстве является требование п.3 ст.67 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее — Федеральный закон от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ), о том, что программа производственного экологического контроля должна содержать сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля.

В настоящее время стандарты или нормативы, определяющие структуру (количественный состав) экологических служб, отсутствуют.

Однако эта норма не указывает на необходимость иметь штатных специалистов-экологов. Ответственными за производственный экологический контроль могут быть: главный инженер организации, его заместитель, какие-либо функциональные руководители, независимо от наличия или отсутствия штатных экологов.

Требования к квалификации специалиста в области природопользования и охраны окружающей среды (эколога)

Уже давно возросла потребность в квалифицированных специалистах в области охраны окружающей среды, которые могли бы регулировать и предотвращать негативное воздействие на окружающую среду.

Труд эколога востребован в государственных и муниципальных органах исполнительной власти, на крупных предприятиях, заводах, производствах, в природоохранных организациях, при строительстве промышленных объектов, в аутсорсинговых и консалтинговых организациях.

Читайте также:  Юрист читы по недвижимости

Поэтому при подборе персонала и предъявлении требований к соискателям, руководству предприятия и сотруднику, занимающемуся подбором, необходимо знать требования законодательства к необходимой квалификации специалистов, осуществляющих свою деятельность в области природопользования и охраны окружающей среды.

В Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

В. Алымова, старший юрист ООО «Центр правового обеспечения природопользования» (г. Москва)

Любая хозяйственная деятельность оказывает прямое или косвенное воздействие на окружающую среду (далее также – ОС). При этом отрасль природоохранного законодательства призвана ограничить такое воздействие, установив обязательные к соблюдению участниками общественных отношений требования.


Рис. Виды обращения с отходами на предприятии

Для целей настоящей статьи все природоохранные требования могут быть отнесены к одной из следующих групп:

  1. Оформление разрешительной документации.
  2. Постановка эксплуатируемого объекта на государственный учет.
  3. Организация экологической службы и производственного контроля.
  4. Обучение в области охраны окружающей среды.
  5. Ведение учета объемов оказываемого на ОС воздействия.
  6. Представление экологической отчетности.
  7. Внесение экологических платежей.
  8. Возмещение вреда, причиненного окружающей среде.

На первом этапе работы предприятия в поле зрения руководителя неизбежно должны оказаться вопросы организации экологической службы (определения лиц, ответственных за экологию) и производственного экологического контроля, обеспечения обучения надлежащих должностных лиц и работников в области экологической безопасности и обращения с отходами I-IV классов опасности, а также оформления разрешительной документации.

Разрешительная документация: оформление

Безусловно, вопрос оформления разрешительной документации является наиболее приоритетным для решения, так как отсутствие соответствующей разрешительной документации исключает возможность полноценного осуществления деятельности, связанной с оказанием негативного воздействия на окружающую среду.

Поэтому до начала осуществления хозяйственной деятельности руководитель предприятия, как лицо по умолчанию ответственное за соблюдение организацией природоохранного законодательства, или иное лицо, в чей круг должностных обязанностей входит обеспечение вопросов экологической безопасности, должен определить перечень видов негативного воздействия на окружающую среду (далее также – НВОС), которые будут сопровождать производственный или иной хозяйственный процесс.

Для упрощения поставленной задачи следует отметить, что особое внимание законодательством об охране окружающей среды уделено следующим видам НВОС:

  • Выбросы загрязняющих и иных веществ в атмосферный воздух.
  • Сбросы загрязняющих и иных веществ в водный объект.
  • Размещение отходов производства и потребления.

Для оказания каждого из указанных видов негативного воздействия на ОС хозяйствующий субъект должен обладать специальным разрешением (п. 4 ст. 23 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ «Об охране окружающей среды»), выдаваемым Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (ее территориальными органами) или уполномоченным на осуществление государственного экологического надзора органом исполнительной власти субъекта РФ (например, Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга).

Рис. Разрешительная документация по выбросам и сбросам

Соответствующие разрешительные документы называются:

  • разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух [оформляется в соответствии с порядком, предусмотренным Административным регламентом, утв. Приказом Минприроды России от 25 июля 2011 г. № 650, или соответствующим региональным нормативным правовым актом];
  • разрешение на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты [оформляется в соответствии с порядком, предусмотренным Административным регламентом, утв. Приказом Минприроды России от 9 января 2013 г. № 2, или соответствующим региональным нормативным правовым актом];
  • документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение [оформляется в соответствии с порядком, предусмотренным Приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 50, (Административный регламент не утвержден) или соответствующим региональным нормативным правовым актом].

При этом указанные разрешительные документы должны быть оформлены в случае, если в процессе деятельности предприятия осуществляются выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, образование и размещение отходов производства и потребления, до начала осуществления деятельности.

Разрешительная документация: последствия неполучения

Отсутствие необходимых документов (при условии фактического оказания перечисленных видов негативного воздействия на окружающую среду) является основанием для привлечения как юридического, так и ответственного должностного лица к административной ответственности по:

  • ч. 1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) [за выбросы в атмосферный воздух] – максимальный размер административного штрафа для юридического лица составляет 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 дней;
  • ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ [за сбросы в водный объект] или ч. 1 ст. 8.14 – максимальные размеры административного штрафа для юридического лица составляют соответственно 40 000 рублей и 100 000 рублей (по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ возможно административное приостановление деятельности на срок до 90 дней);
  • ст. 8.2 КоАП РФ [размещение отходов] – максимальный размер административного штрафа для юридического лица составляет 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 дней.
Читайте также:  Как написать претензию на почту россии

Более того, осуществление выбросов, сбросов загрязняющих и иных веществ в окружающую среду в отсутствие разрешений является основанием для исчисления и возмещения вреда, причиненного окружающей среде, как в добровольном (как правило, по требованию органа государственного экологического надзора), так и судебном порядке.

Постановка объекта на государственный учет

С 1 января 2015 года необходимость постановки любого объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, его эксплуатирующим, является обязательным природоохранным требованием (п. 1 ст. 69.2 ФЗ «Об охране окружающей среды»).

В рамках постановки объекта на государственный учет производится присвоение каждому объекту одной из четырех категорий, от отнесения к которым зависят количество и характер применяемых к объекту требований в области охраны окружающей среды.

Рис. Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к I-IV категориям

Так, все объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории (п.1 ст. 4.2 ФЗ «Об охране окружающей среды»):

  • объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, — объекты I категории;
  • объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, —объекты II категории;
  • объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, — объекты III категории;
  • объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, — объекты IV категории.

Следует отметить, что отнесение объекта к конкретной категории имеет максимальное значение для цели дальнейшего определения перечня требований, которые являются обязательными для соблюдения на соответствующем объекте хозяйственной деятельности (например, объекты IV категории освобождены от основных природоохранных обязанностей, связанных с оформлением разрешительной документации, представлением отчетности, внесением платежей за НВОС, а также исключены из объектов, подлежащих плановому государственному экологическому надзору), ФЗ от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ.

Порядок постановки объекта на государственный учет зависит от момента введения объекта в эксплуатацию и определяется с учетом следующих особенностей:

  • в отношении объектов, вводимых в эксплуатацию после 1 января 2015 г. хозяйствующие субъекты обязаны обеспечить постановку указанных объектов на государственный учет в течение 6 месяцев с момента введения их в эксплуатацию.
  • в отношении действующих по состоянию на 1 января 2015 г. объектов (т.е. ранее объектов, эксплуатация которых началась до 1 января 2015 г.) хозяйствующие субъекты обязаны обеспечить постановку таких объектов на государственный учет до 1 января 2017 г.

При этом выполнение указанных положений законодательства на настоящим момент невозможно в связи с том, что до настоящего времени не утверждены подзаконные нормативные правовые акты, устанавливающие:

  • а) порядок постановки объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет (равно как и форму заявления для постановки на государственный учет);
  • б) критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к I-IV категориям.

Организация экологической службы и производственного контроля

Российское законодательство не содержит положений, прямо устанавливающих необходимость организации экологической службы как структурной единицы предприятия, в отличие подобных специальных требований в области охраны труда, устанавливающих обязанность каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создать службу охраны труда (ст. 217 Трудового кодекса Российской Федерации).

В природоохранном законодательстве вопросам организации экологической службы до 1 января 2015 года был посвящен пункт 2 ст. 67 ФЗ «Об охране окружающей среды», устанавливавшего обязанность хозяйствующего субъекта представлять в орган государственного экологического надзора сведения об организации экологической службы и лицах, ответственных за осуществление производственного экологического контроля. В настоящее время подобное требование сохранилось в пункте 3 ст. 25 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

Читайте также:  Суммированный учет рабочего времени пример

В случае, если на предприятии экологическая служба организована в качестве отдельного подразделения, она, как правило, включает специалистов организации, в должностные обязанности которых входят вопросы охраны окружающей среды и рационального природопользования, имеющих высшее экологического образование.

Рис. Экологическая документация и действия ответственных за экологию сотрудников

При этом экология на предприятии может воплощаться в различных структурных единицах организации: отдел, департамент, управление и т.д.

Однако часто хозяйствующие субъекты избирают один из двух иных вариантов определении лиц, ответственных за соблюдение природоохранного законодательства:

  • назначение лиц, входящих в состав службы охраны труда, соответствующими должностными обязанностями в области обеспечения экологической безопасности – в указанном случае служба охраны труда часто принимает название службы (отдела, управления, департамента) охраны труда, промышленной безопасности и экологической безопасности (охраны окружающей среды);
  • найм лиц, ответственных за соблюдение требований в области охраны окружающей среды, на условиях аутсорсинга.

Выбор данного варианта целесообразно сопровождать одновременным назначением должностного лица, ответственного за вопросы охраны окружающей среды, так как отсутствие такого лица возлагает на руководителя предприятия все бремя ответственности за нарушения хозяйствующим субъектом природоохранного законодательства (при решении государственного инспектора в области охраны окружающей среды о привлечении к административной ответственности не только юридического, но и должностного лица).

В настоящее время ФЗ «Об охране окружающей среды» содержит лишь косвенное упоминание о необходимости организации структурного подразделения предприятия, фактически выполняющего функции экологической службы.

Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 67 указанного Федерального закона программа производственного экологического контроля [разрабатываемая и утверждаемая хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на объектах I-III категорий, см. раздел статьи «Постановка на государственный учет»] должна содержать сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля.

Однако до момента постановки эксплуатируемых объектов на государственный учет (не ранее утверждения критериев отнесения объектов, оказывающих НВОС, к конкретной категории), указанное положение статьи 67 ФЗ «Об охране окружающей среды» остается фактически неприменимым.

Обучение в области охраны окружающей среды

Природоохранные требования предусматривают два вида обязательной подготовки в области охраны окружающей среды, которыми должны обладать отдельные категории специалистов и работников, занятых на объекте, оказывающем НВОС:

  • подготовка в области экологической безопасности руководителей предприятий и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду (ст. 7 ФЗ "Об охране окружающей среды");
  • профессиональная подготовка в области обращения с отходами I-IV классов опасности лиц, допущенных к обращению с отходами (накоплению, сбору, транспортированию, обезвреживанию, обработке, утилизации, размещению отходов I-IV классов опасности) (ст. 15 Федерального закона от 10 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Оба вида подготовки могут осуществлять в форме дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации.

При этом для прохождения подготовки, профессиональной подготовки необходимо обратиться в организацию дополнительного профессионального образования, профессиональную образовательную организацию или образовательную организацию высшего образования, осуществляющие подготовку по программам повышения квалификации в области охраны окружающей среды и экологической безопасности или в области обращения с отходами I-IV классов опасности и имеющих соответствующие лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Рис. Удостоверение «Повышение квалификации по программе «Охрана окружающей среды и экологическая безопасность» (72 ч.)

Следует обратить внимание, что для цели исключения рисков, связанных с дальнейшим подтверждением наличия у лиц, допущенных к обращению с отходами I-IV классов опасности, профессиональной подготовки в указанной области, при выборе образовательной организации целесообразно убедиться в том, что соответствующая образовательная организация по результатам проведения подготовки выдает сертификаты (свидетельства) на право обращения с отходами I-IV классов опасности (I-V классов опасности).

Дополнительно необходимо учитывать, что в соответствии с судебной арбитражной практикой отсутствие документов, подтверждающих наличие у отдельных категорий работников и специалистов подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, профессиональной подготовки в области обращения с отходами I-IV классов опасности является основанием для привлечения юридического лица, а также ответственных должностных лиц к административной ответственности по ст.ст. 8.1, 8.2 КоАП РФ.

Ссылка на основную публикацию
Оставление ребенка в опасности по статье 125
Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению...
Определиться с накопительной частью пенсии
Выбор варианта пенсионного обеспечения До 31 декабря 2015 года гражданам 1967 года рождения и моложе необходимо выбрать для себя вариант...
Оприходование излишков по результатам инвентаризации
​Образец приказа об учете результатов инвентаризации В результате проведения инвентаризации комиссия может как не выявить расхождений между фактическими данными и...
Оставление заявления без рассмотрения понятие основания последствия
Оставление заявления без рассмотрения — это окончание де-ла без его разрешения по существу с сохранением возможности его рассмотрения в будущем....
Adblock detector