Прекращение деятельности юридического лица путем реорганизации

Прекращение деятельности юридического лица путем реорганизации

Прекращение юридического лица путем реорганизации

Деятельность юридического лица прекращается посредством его реорганизации или ликвидации.

Реорганизация юридического лица осуществляется в таких формах, как:

  • слияние нескольких юридических лип в одно;
  • присоединение одного или нескольких юридических лиц к другому;
  • разделение юридического лица на несколько самостоятельных организаций;
  • выделение из состава юридического лица (не прекращающего при этом своей деятельности) одного или нескольких новых юридических лиц;
  • преобразование юридического лица из одной организационно-правовой формы в другую.

Во всех этих случаях, за исключением выделения, прекращается деятельность по крайней мере одного юридического лица, однако его права и обязанности не прекращаются, а переходят к вновь созданным юридическим лицам в порядке правопреемства. Правопреемство происходит и при выделении, ибо к вновь создаваемому (выделяющемуся) юридическому лицу и в этом случае переходит часть прав и обязанностей остающегося юридического лица.

Следовательно, реорганизация юридического лица всегда влечет возникновение правопреемства (даже не будучи связанной с прекращением его деятельности в случае выделения). В этом ее принципиальное отличие от ликвидации юридического лица, при котором никакого преемства в правах и обязанностях не возникает, ибо они, как и их субъект — юридическое лицо, подлежат прекращению.

Реорганизация юридического лица по общему правилу проводится им добровольно, по решению его учредителей либо уполномоченного на то учредительными документами его органа, например общего собрания его участников. Добровольная реорганизация в форме слияния, присоединения или преобразования в предусмотренных законом случаях может осуществляться с предварительного согласия государственных органов. Такое согласие требуется получить от антимонопольных органов, контролирующих появление хозяйствующих субъектов, которые могли бы занять доминирующее положение на товарном рынке.

В случаях, прямо предусмотренных законом, реорганизация в форме разделения и выделения может осуществляться принудительно, по решению компетентного государственного органа или суда. Так, в соответствии с законом юридические лица, занимающие доминирующее положение на каком-либо товарном рынке, в случае неоднократного нарушения требований антимонопольного законодательства могут быть подвергнуты принудительному разделению или выделению из их состава самостоятельных организаций.

Реорганизация юридических лиц оформляется либо передаточным актом (балансом) (в случаях слияния, присоединения и преобразования), либо разделительным балансом (в случаях разделения и выделения). В передаточном акте или в разделительном балансе должны содержаться положения о правопреемстве по всем без исключения правам и обязанностям реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и оспариваемые сторонами обязательства.

Соблюдение этого правила призвано обеспечить полную ясность относительно всех правоотношений, участником которых являлось реорганизованное юридическое лицо. Очевидно, что оно установлено прежде всего в интересах кредиторов юридического лица с тем, чтобы их требования не "затерялись" в ходе реорганизации.

Данный процесс таит в себе значительные опасности для кредиторов — контрагентов реорганизуемых юридических лиц. Так, они могут столкнуться с ситуацией, когда имеющиеся перед ними у юридического лица обязательства после его разделения или выделения окажутся переданными наиболее слабым в имущественном отношении преемникам. Присоединение или слияние грозит кредиторам увеличением их числа, отнюдь не обязательно сопровождающимся увеличением имущества должника (если, например, имущество присоединяемого юридического лица уже обременено многочисленными долгами).

Изменение организационно-правовой формы в результате преобразования может повлечь исключение дополнительной ответственности перед ними участников юридического лица (например, при преобразовании общества с дополнительной ответственностью или производственного кооператива в общество с ограниченной ответственностью).

Поэтому закон требует, чтобы лица или органы, принявшие решение о реорганизации, письменно уведомили об этом всех кредиторов, а последние вправе независимо от поступления уведомления требовать прекращения или досрочного исполнения соответствующих обязательств и возмещения возникших убытков.

Данные правила составляют важнейшие юридические гарантии прав и интересов кредиторов реорганизуемого юридического лица.

Если же кредитор не воспользовался указанным правом, место реорганизованного юридического лица в обязательстве перед ним занимает правопреемник, определяемый на основании передаточного акта или разделительного баланса. Поэтому после утверждения названных документов лицами или органами, принявшими решение о реорганизации, они должны быть представлены для государственной регистрации вместе с учредительными документами вновь возникших юридических лиц.

Непредставление этих документов для регистрации либо отсутствие в них положений о правопреемстве в отношении обязательств реорганизованного юридического лица должны влечь отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц, т.е. по сути непризнание состоявшейся реорганизации.

Если же разделительный баланс составлен так, что не дает возможности определить правопреемника по конкретному обязательству, вновь возникшие в результате разделения или выделения юридические лица будут нести по нему солидарную ответственность перед кредиторами реорганизованного юридического лица. Таким образом, в ходе реорганизации юридических лиц осуществляется всесторонняя защита интересов кредиторов.

Реорганизация считается завершенной (состоявшейся) с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц, а в случае присоединения — с момента государственной регистрации прекращения деятельности присоединенного юридического.

Гражданский кодекс предусматривает два варианта прекращения деятельности юридического лица – ликвидация организации и реорганизация в форме слияния, разделения или присоединения, когда прекращают деятельность присоединяемое юридическое лицо или реорганизуемые лица при слиянии и разделении. В этих случаях организация прекращает свое существование, то есть не может вести хозяйственную деятельность, осуществлять права и обязанности. О прекращении деятельности вносится запись в реестр юридических лиц.

Читайте также:  Классификация офисов по классам таблица

Реорганизация и ликвидация юридического лица

Существует несколько форм реорганизации (п. 1 ст. 57 ГК РФ):

  • слияние, когда участвующие в реорганизации лица прекращают своё существование и создается новая организация;
  • присоединение, то есть к существующей организации присоединяется одно или несколько юридических лиц, причем присоединяемые лица прекращают свою деятельность;
  • разделение, когда вместо одной организации образуется несколько юридических лиц, а разделяемая организация прекращает существование;
  • выделение, где из существующей организации выделяются одна или несколько организаций;
  • преобразование – организация остается, меняется, как правило, организационно-правовая форма.

Особенности регулируются специальными нормами. Так, процедура реорганизации и ликвидации акционерного общества указана в ст. ст. 15 — 24 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах". Например, в п. 6.1 ст. 15 Закона N 208-ФЗ об АО подробно указано, какую информацию должно содержать уведомление о реорганизации. И несоблюдение этого требования может повлечь отказ в регистрации, то есть объявление, поданное с нарушением требований, будет считаться непредставленным.

Реорганизация завершается, когда вносится запись в ЕГРЮЛ. Если происходили слияние, присоединение, выделение юридических лиц, то реорганизация юридического лица – это прекращение деятельности реорганизуемых организаций.

Именно этим — признанием организации прекратившей деятельность и схожи реорганизация и ликвидация, так как согласно п. 1 ст. 61 ГК РФ ликвидация – это прекращение юридического лица. И в процессе реорганизации может быть прекращена деятельность организаций, что фиксируется в ЕГРЮЛ.

При этом и в случае ликвидации, и при реорганизации обязательное требование – публикация в специализированном издании – «Вестнике государственной регистрации».

Чем ликвидация юридического лица отличается от реорганизации

Несмотря на то, что и в случае реорганизации, и при ликвидации организация прекращает существование, есть принципиальное отличие – правопреемство.

Ликвидация означает, что у организации нет правопреемника и предъявить требования после ликвидации будет некому.

Реорганизация характерна тем, что у организации, которая прекратила деятельность, будут правопреемники (ст. 58 ГК РФ). Кто именно будет правопреемником, зависит от формы реорганизации, от условий образования и прекращения деятельности юридического лица.

При слиянии образуется новое юридическое лицо, именно оно будет правопреемником.

Если происходит присоединение, то существующая организация, к которой присоединилась организация, прекратившая свою деятельность, и будет правопреемником.

При разделении образуются новые юридические лица, и к ним переходят права и обязанности.

Обязательства правопреемников определяются на основании разделительных или передаточных актов.

Завершается реорганизация после регистрации новых организаций. Особенность присоединения — реорганизация завершается в тот момент, когда будет внесена запись в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности присоединяемой организации, а если их несколько, то последней из присоединяемых.

Безусловно, есть и другие отличия реорганизации от ликвидации юридического лица и в процедуре, и в документах.

Например, при ликвидации составляется ликвидационный баланс, и он обязателен для представления в налоговый орган. При реорганизации – передаточный акт, если планируется разделение или выделение. Если присоединение или слияние, то договор, соответственно, о присоединении или слиянии.

Принципиальное отличие состоит в том, что после принятия решения о ликвидации функции исполнительного органа осуществляет ликвидационная комиссия (п. 4 ст. 62 ГК РФ). Это означает, что директор уже не руководит предприятием, все полномочия передаются ликвидационной комиссии.

Кроме того, при ликвидации происходит увольнение всех работников компании, включая беременных работниц. При реорганизации, наоборот, работникам предоставлены гарантии, прямо указано, что реорганизация предприятия не дает работодателю право уволить сотрудников (ч. 5 ст. 75 ТК РФ). При этом работник вправе отказаться от работы на реорганизованном предприятии, есть специальное основание для увольнения (п. 6 ст. 77 ТК РФ).

Таким образом, несмотря на то, что в процессе реорганизации, так же как и при ликвидации, организация прекращает свое существование, эти процедуры принципиально отличаются.

Деятельность юридического лица прекращается посредством его ре­организации или ликвидации. Реорганизация юридического лица осуществ­ляется согласно требованию закона (п. 1 ст.57 ГК РФ) в следующих формах:

• слияния двух или нескольких лиц в одно юридическое лицо;

• присоединения одного юридического лица или нескольких юридических лиц к другому;

• разделения юридического лица на несколько самостоятельных организаций;

• выделения из состава юридического лица, не прекращающего при этом своей деятельности, одного или нескольких новых юридических лиц;

• преобразования юридического лица из одной организационно-правовой формы в другую.

В указанных случаях, за исключением выделения, прекращается дея­тельность, по крайней мере, одного юридического лица без прекращения прав и обязанностей, которые переходят к создаваемым юридическим ли­цам в порядке правопреемства. При осуществлении выделения к вновь создаваемому юридическому лицу (выделяемому) переходит только часть прав и обязанностей предшественника.

При слиянии (п.1 ст.58 ГК РФ) юридических лиц права и обязанно­сти каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.

При присоединении (п.2 ст.58 ГК РФ) одного юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного лица в соответствии с передаточным актом.

Читайте также:  Бухгалтерский учет в фитнес клубе на усн

При разделении (п.З ст.58 ГК РФ) юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответ­ствии с разделительным балансом.

При выделении (п.4 ст.58 ГК РФ) из состава юридического лица од-

ного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.

При преобразовании (п.5 ст.58 ГК РФ) юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят пра­ва и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Таким образом, реорганизации юридического лица оформляется ли­бо передаточным актом (в случаях проведения слияния, присоединения или преобразования) либо разделительным балансом (в случаях разделе-ния или выделения). Передаточный акт или разделительный баланс в силу требования закона (п.1.ст.59 ГК РФ) должны содержать положения о пра­вопреемстве по всем обязательствам реорганизуемого юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами, что должно способствовать полной ясности от­носительно всех правоотношений, участником которых явилось реоргани­зованное юридическое лицо. Очевидно, что необходимость составления передаточного акта или разделительного баланса вызвана как интересами кредиторов, заинтересованных в том, чтобы их права требования были со­хранены при преобразовании и могли быть в соответствующие сроки предъявлены уже правопреемнику, так и интересам вновь создаваемых юридических лиц, естественно заинтересованных в наличии (а не в утрате в процессе преобразования) и определенности (персонифицированности) прав требований к должникам.

Реорганизация юридического лица принципиально отличается от его ликвидации тем, что, если в первом случае имеет место правопреемство в правах и обязанностях со стороны новых (создаваемых) юридических лиц, то при ликвидации правопреемство отсутствует потому, что отсутствует субъект, могущий принять на себя права и обязанности, а само лицо (лик­видируемый) подлежит прекращению.

Реорганизация юридического лица производится юридическим ли­цом по общему правилу добровольно на основании решения его учредите­лей либо на основании решения органа юридического лица, специально уполномоченного на проведение реорганизации его учредительными до­кументами, например, общего собрания акционеров общества.

Согласно п.З ст.57 ГК РФ в случаях, прямо установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномочен­ных государственных органов. Такая ситуация вызвана тем, что при слия­нии, присоединении или преобразовании может возникнуть новое юриди-

ческое лицо, которое может занять доминирующее положение на опреде­ленном товарном рынке, что естественно требует согласия антимонополь­ного государственного органа.

Согласно п.2.ст.57 ГК РФ в случаях, прямо установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц может осуществ­ляться на основании решения уполномоченных государственных органов или по решению суда, то есть принудительно. Такая ситуация может иметь место, когда юридическое лицо, занимающее доминирующее положение на каком-либо товарном рынке, неоднократно нарушает требования анти­монопольного законодательства и может быть подвергнуто принудительно разделению или выделению из его состава самостоятельных новых юриди­ческих лиц. В этом случае, если учредители (участники) юридического ли­ца, уполномоченный им орган или орган юридического лица, уполномо­ченный на его реорганизацию учредительными документами. не осущест­вят реорганизацию юридического лица в срок, определенный и решении уполномоченного государственного органа, то суд по иску указанного го­сударственного органа назначает внешнего управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществление реорганизации этого юридического лица. К внешнему управляющему с момента его назначения судом перехо­дят полномочия по управлению делами юридического лица. Назначенный внешний управляющий выступает от имени юридического лица в суде, со­ставляет разделительный баланс и передает его на рассмотрение суда вме­сте с учредительными документами возникающих в результате реоргани­зации юридических лиц. Утверждение судом указанных учредительных документов юридических лиц, возникающих в результате реорганизации, является законным основанием для государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц (п.2 ст.57 ГК РФ).

Передаточный акт или разделительный баланс являются актами во­леизъявления юридического лица, утверждаются (n.2.ci .54 1 ‘К РФ) учреди­телями (участниками) юридических лиц или органами, принимавшими решения о реорганизации юридических лиц, и должны быть представлены вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц или при внесении изменений в уч­редительные документы существующих юридических лиц. Непредставле­ние вместе с учредительными документами соответственно передаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут за собой отказ в государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц по основанию, установленному (п.п. «а» п. 1 ст.23 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц») как «непредставление

определенных настоящим Федеральным законом необходимых для госу-дарственной регистрации документов».

При государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения, в |регистрирующий орган должны быть представлены следующие документы ‘>]. I ст.14 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц»):

1. Подписанное заявителем заявление о государственной регистра­ции вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорга­низации, по форме, утвержденной правительством Российской Федерации, и котором должно быть подтверждено, что учредительные документы соз-данных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установ-ленным законодательством требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, достоверны, и что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемо-го лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установлен­ных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласо­ваны с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Читайте также:  Арест на единственное жилье должника

2. Учредительные документы каждого вновь возникающего юриди­ческого лица, создаваемого путем реорганизации (подлинники или нотари-ально удостоверенные копии).

3. Решение о реорганизации юридического лица.

4. Договор о слиянии или присоединении, в случаях, предусмотрен­ных федеральными законами.

5. Передаточный акт или разделительный баланс.

6. Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.

В случае, если в учредительные документы юридического лица, соз-даваемого путем реорганизации, вносятся изменения, государственная ре­гистрация таких изменений осуществляется по правилам, установленным для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.

Поскольку реорганизация юридического лица таит в себе потенци-альные опасности для кредиторов реорганизуемого юридического лица, то законодатель предпринял ряд шагов по установлению гарантий прав кре­диторов юридического лица при его реорганизации.

Так согласно п. 1 .ст.60 ГК РФ «учредители (участники) юридическо-го лица, принявшие решение о реорганизации юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица». При проведении реорганизации юридического лица в форма при-

соединения или слияния грозит кредиторам увеличением их числа, которое отнюдь не всегда может сопровождаться обязательным увеличением иму­щества возникающего должника. Изменение организационно-правовой формы в результате преобразования может повлечь за собой даже исклю­чение дополнительной ответственности перед кредиторами участников юридического лица, например, при преобразовании общества с дополни­тельной ответственность в общество с ограниченной ответственностью.

В условиях угрозы возможных неблагоприятных последствий реор­ганизации юридического лица его кредиторам предоставлено законом пра­во (п.2.ст.60 ГК РФ) «потребовать прекращения или досрочного исполне­ния обязательства, должником по которому является это юридическое ли­цо, и возмещения убытков».

Если кредитор не воспользовался своим правом требовать в условиях проводимой реорганизации прекращения или досрочного исполнения обя­зательства и возмещения убытков, то место должника занимает в силу за­кона его правопреемник, который определяется на основании именно пе­редаточного акта или разделительного баланса, обязательно представляе­мого в регистрирующий орган вместе с учредительными документами вновь создаваемых юридических лиц, о чем говорилось выше.

В случае, если разделительный баланс не дает возможности опреде­лить конкретного правопреемника реорганизуемого юридического лица, то в силу закона (п.З.ст.60 ГК РФ) «вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юриди­ческого лица». Установление законом солидарной ответственности по обя­зательствам реорганизованного путем разделения или выделения юридиче­ского лица вновь возникших юридических лиц позволяет избежать доста­точно сложной процедуры непризнания уже состоявшейся реорганизации.

Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется регистрирующими органами по месту на­хождения реорганизуемых юридических лиц. В случае, если место нахож­дения юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, отличается от места нахождения реорганизуемого юридического лица, порядок взаимо­действия в соответствии с требованием п.1.ст.15 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» определяется Правительством Российской Федерации, которым утверждено Постановление Правительства РФ от 19 июня 2002 года № 440 «Об утверждении порядка взаимодействия регист­рирующих органов при государственной регистрации юридических лиц создаваемых путем реорганизации», в котором установлен Порядок взаи­модействия регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации.

В случае, если реорганизация влечет за собой прекращение деятель-

ности одного или нескольких юридических лиц, то регистрирующий орган вносит в государственный реестр запись о прекращении деятельности та­ких юридических лиц лишь по получении информации от соответствую­щих регистрирующих органов о государственной регистрации вновь воз­никших юридических лиц за исключением случая реорганизации юриди­ческого лица в форме присоединения реорганизация считается завершен­ной с момента внесения в государственный реестр записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных юридических лиц.

В соответствии с требованиями ст. 16 ФЗ «О государственной реги­страции юридических лиц» реорганизация юридического лица, создавае­мого путем реорганизации, считается завершенной:

• в форме преобразования — с момента государственной регистра­ции, вновь возникшего юридического лица, преобразованное лицо при этом считается прекратившим свою деятельность;

• в форме слияния — с момента государственной регистрации, вновь возникшего юридического лица, а юридические лица, реорганизованные в форме слияния считаются прекратившими свою деятельность;

• в форме разделения — с момента государственной регистрации по­следнего из вновь возникающих юридических лиц, а юридическое лицо, под­вергнувшееся разделению, считается прекратившим свою деятельность;

• в форме выделения — с момента государственной регистрации по­следнего из вновь возникших юридических лиц,

• в форме присоединения — с момента внесения в государственный реестр записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных юридических лиц.

Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется в сроки, установленные ФЗ «О государст­венной регистрации юридических лиц» и не превышающие пяти рабочих дней со дня предоставления документов в регистрирующий орган.

Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; Нарушение авторского права страницы

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector