Штраф за сверхнормативный простой вагонов

Штраф за сверхнормативный простой вагонов

"Консультант Бухгалтера", N 4, 2002

Перевозки на железнодорожном транспорте осуществляются в рамках договора перевозки, регламентированного ГК РФ и Транспортным уставом железных дорог (Федеральным законом от 08.01.1998 N 2-ФЗ "Транспортный устав железных дорог Российской Федерации") — далее ТУЖД. Этими нормативными правовыми актами установлена ответственность за нарушение различных условий договора перевозки, в том числе и за простой железнодорожных вагонов (далее — ж/д вагонов).

Штрафные санкции за простой ж/д вагонов по сути представляют собой форму ответственности в виде штрафа за нарушение хозяйственных договоров, в данном случае договоров перевозки.

Особенностью правового регулирования ответственности за нарушения условий договора перевозки на ж/д транспорте является то, что ТУЖД жестко установлена ответственность за отдельные нарушения договоров перевозки, причем эта ответственность согласно ст.133 ТУЖД не может быть уменьшена взаимным соглашением сторон договора перевозки.

Так, на основании ст.133 ТУЖД любые предварительные соглашения перевозчика с грузоотправителями (грузополучателями), имеющие целью ограничить либо устранить имущественную ответственность, возложенную на перевозчика или грузоотправителей (грузополучателей) согласно ТУЖД, считаются недействительными. Стороны договора перевозки могут договориться об усилении ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, опосредующих перевозки, на основании п.1 ст.793 ГК РФ.

Получается, что за нарушения договоров перевозки на железной дороге действует ответственность, установленная ТУЖД и конкретным договором перевозки одновременно, что также относится и к простою ж/д вагонов. Причем эти два вида ответственности могут как дополнять друг друга, так и поглощать более жесткой санкцией менее жесткую.

Таким образом, ответственность грузоотправителя (грузополучателя) за простой вагонов может быть установлена договором перевозки в любом размере, но не менее предусмотренной ТУЖД.

С правовой точки зрения в понятие "простой ж/д вагонов" согласно ТУЖД включаются следующие правонарушения:

  1. просрочка доставки груза, а также порожних вагонов, принадлежащих грузоотправителю, грузополучателю или арендованных ими;
  2. задержка вагонов по различным основаниям;
  3. задержка универсального контейнера;
  4. прочие штрафные санкции за простой ж/д вагонов.

Рассмотрим их подробнее.

Согласно ст.111 ТУЖД за просрочку доставки груза, а также порожних вагонов грузоотправители (грузополучатели) уплачивают подразделениям железной дороги пени в размере девяти процентов платы за перевозку груза за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данного груза. Это происходит в случае, если виновная сторона не докажет, что просрочка произошла вследствие непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок.

Сроки исчисляются согласно нормам, установленным в Правилах исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных МПС России 10.09.1998 N ЦМ-593.

Установленная ст.111 ТУЖД неустойка не является исключительной, так как она не освобождает виновную сторону от возмещения вызванных просрочкой убытков в размере, установленном ст.796 ГК РФ.

Задержка вагонов по вине грузоотправителя (грузополучателя) на основании ст.115 ТУЖД влечет взыскание с грузоотправителя (грузополучателя) за каждый час простоя каждого вагона штраф в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда. Задержкой вагонов в рамках данной статьи считается задержка вагонов сверх установленных договором поставки и действующим законодательством сроков для подачи, погрузки, разгрузки, перевалки и прочих операций, непосредственно связанных с перевозкой железнодорожным транспортом.

Такая задержка считается правонарушением в следующих случаях:

  1. в случае нарушения грузоотправителем требований, установленных в отношении грузов, направляемых на экспорт, если такое нарушение повлекло за собой задержку таможенными органами или иными органами, уполномоченными осуществлять государственный контроль, вагонов, контейнеров с экспортными грузами на пограничных и припортовых железнодорожных станциях, и невозможности передачи таких грузов вследствие указанных причин на морской, речной транспорт или иностранным железным дорогам. Однако это происходит на основании ст.50 ТУЖД только в случае непринятия грузоотправителем мер в отношении задержанных по указанным причинам грузов в течение 10 суток, а в отношении скоропортящихся грузов в течение 4 суток с момента получения от железной дороги извещения о задержке вагонов, контейнеров;
  2. за задержку вагонов, контейнеров в пунктах перевалки по вине грузоотправителей. Здесь имеется в виду задержка сверх установленных действующим законодательством сроков;
  3. в случае самовольного использования грузоотправителем (грузополучателем) вагонов, контейнеров, принадлежащих организациям железнодорожного транспорта.

Причем согласно ст.115 ТУЖД за задержку цистерн, цементовозов, бункерных полувагонов, минераловозов и других специализированных вагонов размер штрафа увеличивается в два раза, за задержку рефрижераторных вагонов и транспортеров — в три раза. Однако задержка вагонов менее чем на 15 минут в расчет не принимается, а задержка вагонов от 15 минут до одного часа принимается за полный час.

На основании ст.117 ТУЖД за каждый час задержки универсального контейнера грузоотправители (грузополучатели) уплачивают железной дороге штраф в размере:

0,01 размера минимального размера оплаты труда за контейнер массой брутто менее 5 т;

0,04 размера минимального размера оплаты труда за контейнер массой брутто от 5 до 10 т включительно;

0,1 размера минимального размера оплаты труда за контейнер массой брутто свыше 10 т.

Особо стоит отметить, что взыскание всех вышеперечисленных штрафов на основании ст.124 ТУЖД осуществляется в безакцептном порядке с расчетных счетов грузоотправителей (грузополучателей).

Грузоотправитель (грузополучатель) может в соответствии со ст.22 Арбитражно — процессуального кодекса Российской Федерации от 05.05.1995 N 70-ФЗ оспорить требование об оплате штрафа путем предъявления в арбитражный суд иска о признании не подлежащим исполнению документа, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке. Если же средства уже списаны и грузоотправитель (грузополучатель) считает незаконным списание средств с его счета в банке без его согласия, он вправе обратиться в арбитражный суд с исковым требованием о возврате полностью или частично списанных в бесспорном порядке сумм. В этом случае подлежащие возврату средства являются уже не штрафами, а убытками истца.

Согласно ст.134 ТУЖД обстоятельства, являющиеся основанием для ответственности железной дороги, грузоотправителей (грузополучателей) при осуществлении перевозок по железным дорогам, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.

Коммерческие акты на основании ст.134 ТУЖД оформляются в следующих случаях:

несоответствие наименования, массы, количества мест груза, багажа или грузобагажа данным, указанным в перевозочном документе;

повреждение (порча) груза, багажа или грузобагажа;

обнаружение груза, багажа или грузобагажа без перевозочных документов, а также перевозочных документов без груза, багажа или грузобагажа;

возвращение железной дороге похищенного груза, багажа или грузобагажа;

непередача железной дорогой груза на железнодорожный подъездной путь в течение 24 часов после оформления документов о выдаче груза. В данном случае коммерческий акт составляется только по требованию грузополучателя.

Вместе с тем в вышерассмотренном перечне мы не видим обстоятельств, связанных с простоем ж/д вагонов, поскольку они на основании ст.134 ТУЖД оформляются актами общей формы. В отличие от коммерческих актов, оформляемых только в определенных случаях, перечень которых представлен выше и является исчерпывающим, акты общей формы составляются как в случаях, предусмотренных Правилами составления актов при перевозках грузов на железнодорожном транспорте, утвержденными Приказом МПС России от 03.12.2000 N 2 ЦЗ "Об утверждении Правил составления актов при перевозках грузов на железнодорожном транспорте", — далее Правила, так и во всех иных случаях, когда того требуют обстоятельства дела.

Согласно п.2.1 Правил актами общей формы оформляются:

задержка вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку, а также в случаях перегруза вагонов, контейнеров сверх допустимой грузоподъемности по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца (пользователя) железнодорожного подъездного пути;

задержка груженых вагонов на промежуточных станциях из-за неприема их станцией примыкания по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца (пользователя) железнодорожного подъездного пути, и отсутствия технических возможностей накопления вагонов на станции примыкания;

задержка подачи порожних вагонов грузоотправителю в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя;

задержка приема грузополучателем, грузоотправителем принадлежащих им или арендованных ими у организаций федерального железнодорожного транспорта вагонов, контейнеров;

задержка по вине грузоотправителя, грузополучателя принадлежащего организациям федерального железнодорожного транспорта локомотива, направленного для уборки вагонов в соответствии с уведомлением грузоотправителя, грузополучателя;

задержка груза в пути следования в случаях, указанных в Правилах исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом;

Читайте также:  Крепко спать в доме соседа

задержка выдачи грузов в случае уклонения грузополучателя от внесения платы за перевозку грузов и иных причитающихся железной дороге платежей;

задержка по вине грузоотправителя, грузополучателя на станции отправления (назначения) грузов, охраняемых ведомственной охраной МПС России.

Все вышеперечисленные факты имеют прямое или опосредованное отношение к простою ж/д вагонов.

Порядок составления актов общей формы регламентирован гл.II Правил. Так, согласно п.п.2.2.1 и 2.2.2 Правил акт общей формы может быть составлен на станции отправления, станции назначения и на станциях в пути следования.

Как того требует п.2.4 Правил в акте общей формы должны быть четко изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления. Кроме того, на основании п.2.5 акт общей формы должен быть подписан не меньше чем двумя лицами, участвующими в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для его составления, а при перевозке груза в сопровождении акт общей формы подписывается также и лицом, сопровождающим груз (проводником грузоотправителя, грузополучателя, работником ведомственной охраны МПС России).

На практике возможна ситуация, когда на станции в пути следования акт общей формы оформляет специально выделенный работник на основании данных, передаваемых ему по телефону или радиосвязи. В этом случае первый экземпляр акта общей формы, прикладываемый к перевозочному документу, может быть подписан составившим его лицом, с указанием фамилий, имен, отчеств и должностей работников, производивших осмотр. Второй экземпляр акта общей формы подписывается в установленном порядке всеми указанными в нем лицами.

Лица, указанные в акте общей формы, должны подписать акт и при несогласии с его содержанием вправе изложить свое мнение. В случае отказа или уклонения от подписания акта общей формы представителем грузоотправителя, грузополучателя, других организаций акт общей формы подписывается участвующими в его составлении лицами и в нем дополнительно делается отметка о предъявлении акта общей формы на подпись представителю грузоотправителя, грузополучателя, другой организации и о его отказе или уклонении от подписания этого акта. Эта отметка вторично заверяется подписями лиц, участвующих в составлении акта общей формы.

В последнее время все большее распространение получает оформление перевозки груза с использованием электронной накладной. В этом случае на основании п.2.3 Правил акт общей формы, который должен прилагаться к перевозочному документу, составляется в электронном виде и передается в обслуживающий данную станцию информационно — вычислительный центр железной дороги. На основании данных акта общей формы в электронную накладную вносятся отметки, предусмотренные Правилами заполнения перевозочных документов на железнодорожном транспорте, утвержденными Приказом МПС России от 19.01.2000 N 2Ц "Об утверждении Правил заполнения перевозочных документов на железнодорожном транспорте".

Акты общей формы, составленные в электронном виде станцией отправления и попутной станцией, вместе с электронной накладной доставляются в электронном виде на станцию назначения.

По требованию станции назначения акт общей формы в электронном виде должен быть распечатан в виде его бумажной копии станцией, составившей такой акт. Все проставленные на подлинном акте общей формы штемпели печатаются в машинописном виде. Бумажная копия акта общей формы в электронном виде заверяется строчным штемпелем станции, по требованию которой она составлена.

Ответственность грузоотправителя (грузополучателя) наступает на основании вышерассмотренного акта общей формы в соответствии с ТУЖД, ГК РФ и договором перевозки.

Сторонами договора перевозки помимо установленной ТУЖД ответственности за простой ж/д вагонов может быть установлена дополнительная ответственность в любом виде и размере, не противоречащем действующему законодательству.

Необходимо различать между собой штрафные санкции за простой ж/д вагонов и плату за простой ж/д вагонов, взимаемую в виде различных сборов (сбор за простой, сбор за хранение и т.д.).

Первые представляют собой меру ответственности за нарушение договора перевозки (оформляются актом общей формы), а вторые являются платежом за услуги железной дороги и, как правило, включаются в плату за перевозку (оформляются перевозочными документами — ж/д накладные, квитанции и прочее). Указанное различие с правовой точки зрения носит принципиальный характер, что предопределяет различия в документальном оформлении и бухгалтерском учете.

Все более часто в последнее время входит в хозяйственный оборот практика оформления перевозок не напрямую через подразделения железной дороги, а через транспортные компании, осуществляющие коммерческую деятельность на железнодорожном транспорте. В этом случае штрафные санкции за простой ж/д вагонов предусматриваются договорами, заключенными между грузоотправителем (грузополучателем) и транспортной компанией, и уплачиваются непосредственно транспортной компании, которая самостоятельно решает все возникающие проблемы с подразделениями железной дороги.

Согласно п.12 ПБУ 10/99 штрафные санкции за простой ж/д вагонов (штрафы за нарушения условий договоров) относятся к внереализационным расходам и принимаются к бухгалтерскому учету на основании п.14 ПБУ 10/99 в суммах, присужденных судом или признанных организацией.

В соответствии с Планом счетов (Инструкцией по применению Плана счетов) штрафные санкции за простой вагонов отражаются по дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы" в корреспонденции со счетами учета расчетов или денежных средств.

Для целей налогообложения налогом на прибыль на основании п.14 ст.265 НК РФ штрафные санкции за нарушения хозяйственных договоров также относятся к внереализационным расходам.

Рассмотрим порядок бухгалтерского учета штрафных санкций за простой ж/д вагонов на конкретном примере.

Предприятие приобрело на условиях предоплаты у поставщика пиломатериалы стоимостью 240 000 руб. с учетом НДС 40 000 руб. Для осуществления перевозки пиломатериалов предприятие заключает договор перевозки с подразделением железной дороги на следующих условиях. Стоимость перевозки в 1 вагоне навалом — 12 000 руб., с учетом НДС 2000 руб., плата за хранение — 6000 руб., с учетом НДС 1000 руб., плата за простой ж/д вагонов — 2400 руб., с учетом НДС 400 руб. Штраф за простой ж/д вагонов, установленный договором, составляет 500 руб. Минимальный размер оплаты труда равен 100 руб. В период перевозки произошла задержка вагона на 10 часов в пункте перевалки по вине предприятия. Подразделение железной дороги списало в безакцептном порядке с расчетного счета предприятия штрафные санкции, предусмотренные ТУЖД, и потребовала возмещения штрафных санкций за простой ж/д вагонов, предусмотренных договором перевозки.

В бухгалтерском учете предприятия будут сделаны следующие проводки:

дебет счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" кредит счета 51 "Расчетные счета" — 240 000 руб. — предоплата пиломатериалов поставщику;

дебет счета 41 "Товары" кредит счета 60 — 200 000 руб. — на сумму полученных от поставщика пиломатериалов;

дебет счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", субсчет 3 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально — производственным запасам, кредит счета 60 — 40 000 руб. — на сумму НДС по пиломатериалам;

дебет счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" кредит счета 19, субсчет 3 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально — производственным запасам", — 40 000 руб. — на сумму НДС к зачету по пиломатериалам;

дебет счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" кредит счета 51 — 20 400 руб. (12 000 + 6000 + 2400) — оплата подразделению железной дорогой услуг по перевозке пиломатериалов;

дебет счета 41 кредит счета 76 — 17 000 руб. ((12 000 — 2000) + (6000 — 1000) + (2400 — 400)) — покупная стоимость пиломатериалов увеличена на стоимость услуг по перевозке;

дебет счета 19, субсчет 3 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально — производственным запасам", кредит счета 76 — 3400 руб. (2000 + 1000 + 400) — на сумму НДС по услугам по перевозке;

дебет счета 68 кредит счета 19, субсчет 3 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально — производственным запасам", — 3400 руб. (2000 + 1000 + 400) — на сумму НДС к зачету по услугам по перевозке;

дебет счета 76 кредит счета 51 — 200 руб. (0,2 х 10 х 100 руб.) — подразделение железной дороги направило в банк предприятия поручение на безакцептное списание с расчетного счета предприятия штрафа за простой ж/д вагона (задержку вагона) на основании ст.115 ТУЖД, банк исполнил поручение;

Читайте также:  Заявление о зачислении ребенка в детский сад

дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 2 "Прочие расходы", кредит счета 76 — 200 руб. (0,2 х 10 х 100 руб.) — начисление штрафа за простой ж/д вагона (задержку вагона) на основании ст.115 ТУЖД;

дебет счета 91, субсчет 2 "Прочие расходы", кредит счета 76 — 500 руб. — начисление штрафа за простой ж/д вагона на основании договора перевозки (на основании требования подразделения железной дороги об уплате штрафа за простой ж/д вагона на основании договора перевозки);

дебет счета 76 кредит счета 51 — 500 руб. — оплата штрафа за простой ж/д вагона на основании договора перевозки.

Взыскание убытков за сверхнормативный простой вагонов (цистерн) на станции назначения по договору поставки

Особенность определения и взыскания убытков за сверхнормативное пользование вагонами (цистернами) на станции назначения при поставке товара железнодорожным транспортом обуславливается многогранностью отношений, которые возникают в процессе следования товара от завода-изготовителя до конечного потребителя товара. Такие отношения в данном случае чаще всего строятся по следующей схеме:

Завод-изготовитель => посредник (перекупщик) 1 => посредник (перекупщик) 2 => посредник (перекупщик) 3. => торговец в розницу => потребитель.

В свою очередь, необходимо обратить внимание, что перевозчик (железная дорога) связан договорными отношениями по перевозке груза лишь с первоначальным собственником (грузоотправителем) и с конечным (грузополучателем); кроме того, выявление права собственности на перевозимый груз не входит в обязанности перевозчика. Это обусловлено положениями ст. 785 Гражданского кодекса РФ, где указано, что сторонами договора перевозки являются: грузоотправитель, перевозчик и грузополучатель. Таким образом, переменные собственники товара (посредники), не связанные договорными отношениями с железной дорогой, лишены права выдвижения требований, а также истребования информации у перевозчика относительно перевозки товара. Как правило, перевозчики отвечают вполне шаблонной фразой: "Предоставление информации по Договору перевозки третьим лицам без согласия других участников может привести к необоснованному разглашению информации, составляющей служебную и коммерческую тайну, или других сведений конфиденциального характера. Рекомендуем запросить у грузоотправителя либо у грузополучателя интересующую вас информацию". При данных обстоятельствах собственники груза (посредники) фактически лишены возможности получения вышеуказанной информации самостоятельным путем.

Частным случаем взыскания (перевыставления) убытков на практике являются отношения по компенсации расходов за сверхнормативный простой вагонов (цистерн) (или иски о взыскании убытков за сверхнормативный простой вагонов (цистерн))*(1).

В идеале (но не на практике) ситуация должна разрешаться следующим образом: перевозчик, обнаруживший простой, взыскивает денежные средства с грузоотправителя, а последний — убытки либо штраф с грузополучателя. Причем такая штрафная неустойка в свою очередь не должна превышать размер убытков, понесенных грузоотправителем, при уплате штрафа перевозчику.

Хотелось бы обратить внимание на то, что, по нашему мнению, штрафная неустойка, взыскиваемая грузоотправителем с Покупателя (грузополучателя), не должна превышать размер понесенных им убытков, в противном случае может произойти неосновательное обогащение со стороны, которая выдвигает требования. Характерным примером из практики может служить следующая ситуация: поставщик (посредник 2) предъявляет требование к покупателю (посреднику 3) о взыскании штрафа за сверхнормативный простой вагонов (цистерн). Однако в обоснование заявленных требований он предъявляет претензию от своего поставщика (посредника 1), где сумма указана значительно ниже, чем в заявленных требованиях поставщика (посредника 2). Тем самым взыскание денежных средств в полном заявленном объеме носит обогащающий характер, а не правовосстановительный. Таким образом, подобные требования должны удовлетворяться судом частично*(2).

Что касается вопроса перевыставления убытков, то их размер должен быть эквивалентен размеру предъявленных перевозчиком требований за пользование вагонами сверх установленного времени. При этом основанием взыскания убытков в отношениях между посредниками будет выставленная претензия предшествующего перекупщика. Кроме того, представляется, что мнение о необходимости подтверждения оплаты денежных средств по претензии первому посреднику*(3) не должно быть руководящим, так как факт оплаты не должен играть существенной роли, в противном случае данная позиция будет противоречить п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в котором сказано следующее: "При разрешении споров, связанных с возмещением убытков, причиненных гражданам и юридическим лицам нарушением их прав, необходимо иметь в виду, что в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права (пункт 2 статьи 15 ГК)"*(4).

Кроме того, на практике в связи с множественностью собственников (посредников) товара анализируемые отношения осложняются не только процессом исчисления взыскиваемых денежных средств, но и процессом доказывания возникновения сверхнормативного простоя вагонов (цистерн). Это обусловлено следующей стандартной формулировкой в тексте договора на поставку товара посредством железнодорожного транспорта: "Если Покупатель не представил Поставщику в указанный срок соответствующие железнодорожные накладные, опровергающие сверхнормативный простой вагонов, сумма неустойки / убытков, подлежащих уплате / возмещению Покупателем, не подлежит корректировке. В этом случае претензия Поставщика считается признанной Покупателем в полном объеме".

При названных обстоятельствах стороны договора переложили (безусловно, по инициативе поставщика) бремя доказывания отсутствия сверхнормативного простоя на покупателя. А при условии, что покупатель является посредником, последний лишен самостоятельной возможности предоставления опровергающей информации, так как не связан договорными отношениями с перевозчиком и, как следствие, из-за непредставления таких документов вынужден нести финансовые потери, которые, как представляется, возникают исключительно по формальным основаниям. Данный вывод подтверждается судебной практикой: "Учитывая требования к заполнению перевозочных документов, изложенных в Правилах, в пункт 5.7.13.9 договора поставки нефтепродуктов включена обязанность покупателя, в случае предъявления поставщиком претензии, предоставлять документы, подтверждающие отсутствие простоя арендованных цистерн поставщика на станции назначения. Вместе с тем в рассматриваемом случае ответчиком (покупателем) не представлены железнодорожные накладные с отметками о дате прибытия груза, то есть не опровергнут факт простоя вагонов/цистерн"*(5).

Однако предполагается, что такая практика не может применяться в тех случаях, когда покупатель (посредник) занимает активную позицию и опровергает факт наличия простоя. Представляется, что в случае неимения указанных в тексте договора документов, но при наличии иных доказательств отсутствия простоя (вины) в сверхнормативном простое вагонов (цистерн) (например, письменная документация от имени начальника соответствующей станции), существует вероятность отсутствия основания для взыскания денежных средств с покупателя. Полагаем, что в случае активной позиции покупателя (посредника) сам суд должен узнать истину по делу, а не руководствоваться формальным подходом*(6), привлечь перевозчика к рассмотрению дела и обязать последнего предоставить информацию относительно времени нахождения вагонов на станции назначения под разгрузкой. Так, в одном из дел суд указал следующее: "Простой вагонов произошел по причине отсутствия локомотива Перевозчика (ОАО "РЖД"), что также подтверждается письмом ОАО "РЖД" от 23.08.2013 N ДС-345, который не является ни покупателем, ни грузополучателем, договором не предусмотрена ответственность покупателя за действия перевозчика. В связи с чем в удовлетворении требований о взыскании штрафа по вагонам NN 50914423, 50485044, 50484682, 50913540, 50678275, 50409648 надлежит отказать"*(7).

Однако, если покупатель не участвует в процессе, представляется, что суд не должен выступать единственным инициатором запроса, так как непредставление документов и невступление в контакт с поставщиком может свидетельствовать как об отсутствии документов, так и об умышленном уклонении перекупщика от совершения действия по признанию за ним долга. Кроме того, представляется обоснованным вывод о том, что суд в таком случае не должен выполнять роль ответчика в судебном процессе, а не опровергнутые ответчиком доказательства истца будут считаться доказанными*(8).

Данный вывод подтверждается судебной практикой: "Нежелание представить доказательства должно квалифицироваться исключительно как отказ от опровержения того факта, на наличие которого аргументированно, со ссылкой на конкретные документы указывает процессуальный оппонент. Участвующее в деле лицо, не совершившее процессуальное действие, несет риск наступления последствий такого своего поведения"*(9). При обратной ситуации, в случаях, когда дело подлежит первоначально рассмотрению в порядке упрощенного производства*(10) (сумма иска, как правило, составляет менее 300 000 руб. по таким спорам), односторонняя инициатива суда может увеличить срок рассмотрения дела в два и более раз.

Читайте также:  Как узнать свой оквэд по инн бесплатно

Таким образом, на основании вышеизложенного полагаем разумным сделать следующий вывод: изначальным взыскателем штрафа за сверхнормативный простой вагонов (цистерн) может выступать исключительно перевозчик, остальные же лица, участвующие в поставке товара, могут взыскивать данные денежные средства как в порядке взыскания убытков, равных сумме денежных средств по требованиям, выставленных в их адрес, так и в порядке взыскания штрафной неустойки. Однако размер последней не должен превышать размер первоначально заявленных требований. Взыскание же штрафных санкций по договору поставки в большем объеме, чем по входящей претензии, может быть направлено не только на восстановление нарушенного права, но также на содействие в злоупотреблении правом со стороны лица, которое "перевыставляет" заявленные требования в отношении сверхнормативного простоя вагонов (цистерн). Данное злоупотребление правом может проявляться в форме завышенного размера штрафа за сверхнормативный простой, который, в свою очередь, приведет к возникновению неосновательного обогащения.

юрист автономной некоммерческой организации

"Юридический научно-исследовательский центр",

финансово-юридического университета (МФЮА)

"Судья", N 9, сентябрь 2014 г.

*(1) См.: Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 29 июля 2013 г. по делу N А55-11556/2012; постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 мая 2013 г. по делу N А75-3979/2012; постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 24 апреля 2013 г. по делу N А55-21336/2012; постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 июля 2013 г. по делу N А53-21290/2012.

*(2) См.: Решение Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-140749/13 от 19 июня 2014 г.

*(3) См.: Решение Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-161224/13 от 12 февраля 2014 г.

*(4) Вестник ВАС РФ. 1996. N 9.

*(5) Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 2 июля 2013 г. по делу N А40-114184/12-32-1072; постановление Девятого Арбитражного апелляционного суда N 09АП-4724/2013-ГК от 18 марта 2013 г. по делу N А40-114184/12-32-1072.

*(6) Так, в одном из дел было указано: "Коллегия судей полагает обоснованным вывод суда кассационной инстанции о недопустимости формального подхода при осуществлении правосудия" (определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 г. N ВАС-19843/13 по делу N А40-10604/2013). См. также: Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 9 октября 2012 г. N 5377/12 по делу N А76-7075/2011.

*(7) См.: Решение Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-140749/13 от 19.06.2014 г.

*(8) См.: Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 7 августа 2013 г. N ВАС-8127/13 по делу N А46-12382/2012.

*(9) Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 6 марта 2012 г. N 12505/11 по делу N А56-1486/2010 // Вестник ВАС РФ. 2012. N 6.

См. также: решение Арбитражного суда города Москвы от 13 марта 2014 г. по делу N А40-164777/13.

*(10) Глава 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Взыскание убытков за сверхнормативный простой вагонов (цистерн) на станции назначения по договору поставки

В.А. Белов — юрист автономной некоммерческой организации "Юридический научно-исследовательский центр", преподаватель Московского финансово-юридического университета (МФЮА)

Вопрос-ответ по теме

Вопрос

Организация получила штраф за простой вагонов, с которым она согласна, но просит поставщика выставить с/ф. Поставщик отказывается, мотивируя, что штраф не является объектом обложения НДС и с/ф выставлять не нужно. Нужно ли выставлять счет-фактуру на штраф?

Ответ

Вы правы и неправы одновременно. Простой относится к тем штрафам, которые связаны с расчетами за реализуемые услуги и облагается НДС. При этом сумма за простой включается в налоговую базу согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ. Однако данная сумма облагается по ставке 18/118 и в отношении нее счет-фактура выписывается в одном экземпляре только для получателя штрафа. Заказчику счет-фактура не передается и он не имеет права на вычет данного НДС. То есть он должен выставить счет-фактуру, начислить НДС по ставке 18/118, но не передавать счет-фактуру Вам

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух».

Ситуация: Нужно ли платить НДС с неустоек в виде штрафов и пеней, полученных от покупателя (заказчика)

Ответ зависит от того, связана ли неустойка с оплатой заказа.

Неустойка не связана с оплатой заказа

Как правило, получение неустойки связано с тем, что покупатель (заказчик) не исполняет или исполняет ненадлежащим образом условия договора. Самый распространенный пример – покупатель несвоевременно рассчитался с поставщиком. Задерживая оплату за товар, покупатель неправомерно пользуется деньгами, которые он должен был отдать поставщику. В подобных случаях полученная неустойка не связана с оплатой товаров (работ, услуг). Она рассматривается как штрафная санкция за просрочку исполнения обязательств и в налоговую базу по НДС не включается. Кстати, на этом же основании не нужно начислять НДС и на законные проценты, которые продавец вправе взыскивать с контрагента по статье 317.1 Гражданского кодекса РФ. Ведь законные проценты тоже начисляют не за реализованные товары, а за пользование чужими денежными средствами. По своей сути они аналогичны процентам за коммерческий кредит, которые также не увеличивают налоговую базу по НДС. Аналогичные разъяснения есть в письмах Минфина России от 3 августа 2016 г. № 03-03-06/1/45600 и от 4 марта 2013 г. № 03-07-15/6333 (доведено до налоговых инспекций письмом ФНС России от 3 апреля 2013 г. № ЕД-4-3/5875.) Правомерность такого подхода подтверждается арбитражной практикой (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 5 февраля 2008 г. № 11144/07).

Еще один пример – если покупатель в одностороннем порядке отказался от договора и выплатил продавцу компенсацию. Такая выплата не связана с оплатой по договору, поэтому не включайте ее в налоговую базу по НДС. Об этом сказано в письме Минфина России от 7 февраля 2017 № 03-07-08/6476.

Неустойка связана с оплатой заказа

А бывают ситуации, когда неустойка непосредственно связана с оплатой поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг). Например, неустойка за сверхнормативный простой транспорта, размер который согласован сторонами в договоре транспортной экспедиции или перевозки. Если заказчик задерживает транспорт сверх заранее обусловленного времени, он выплачивает экспедитору (перевозчику) штраф, величина которого зависит от продолжительности простоя. Такие неустойки связаны с оплатой оказанных услуг, поэтому их нужно включить в налоговую базу по НДС. Об этом сказано в письме Минфина России от 1 апреля 2014 г. № 03-08-05/14440.

Следует отметить, что в некоторых случаях поступившие от покупателя средства в договоре именуются неустойкой (штрафом, пенями, процентами), но по существу являются элементом ценообразования – скрытой формой оплаты. При поступлении таких сумм их тоже нужно включить в налоговую базу по НДС. Об этом сказано в письмах Минфина России от 3 августа 2016 г. № 03-03-06/1/45600 и от 4 марта 2013 г. № 03-07-15/6333.

Ольга Цибизова, заместитель директора департамента налоговой и таможенной политики Минфина России

Постановление Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137
О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость

«18. Счета-фактуры, составленные в одном экземпляре получателями финансовой помощи, денежных средств, направляемых на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой товаров (выполнением работ, оказанием услуг), имущественных прав, процентов по векселям, процентов по товарному кредиту в части, превышающей размер процента, рассчитанного в соответствии со ставкой рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, страховых выплат по договорам страхования риска неисполнения договорных обязательств, регистрируются в книге продаж.»

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector