Сколько человек должно быть в отделе кадров

Сколько человек должно быть в отделе кадров

Первая же попытка найти норматив численности кадровиков отсылает нас к документу 1991 года «Межотраслевые нормативы времени на работы по укомплектованию и учету кадров». Эти нормативы ни разу не переиздавались, и хоть они до сих пор служат ориентиром для расчета нагрузки, явно устарели. Такие инструменты, как ПК на каждом рабочем месте, 1С и другое программное обеспечение, в 1991 году просто не могли быть учтены. Как же быть? Реальных путей решения задачи видится два.

Первый путь — нормирование труда

Это весьма трудоемкий процесс, но зато результат будет довольно точным и выраженным на языке цифр. А язык цифр руководители понимают хорошо. Итак, как провести нормирование?

  1. Выделяем основные рабочие процессы. Важно не брать в расчет задачу целиком, а разбить ее на составляющие. Например, прием на работу состоит из копирования документов, введения информации в систему, составления трудового договора, ознакомления работника с локальными актами и так далее.
  2. Определяем временные затраты на каждый процесс. Засекаем время, необходимое для получения требуемого результата работы. Время на выполнение каждой операции измеряется нормировщиком или лицом, которому поручено проведение нормирования.
  3. Находим примерное количество описанных процессов за месяц или год. Среднее количество приемов, переводов, увольнений, больничных листов и так далее.
  4. Умножаем численность операций на время их выполнения.

Для наглядности можно ознакомиться с образцом примерного расчета времени на прием нового сотрудника.

Применяя этот способ, нужно учесть перерывы при работе на компьютере, совещания, поездки по служебным делам, отпуска и болезни работников отдела кадров.

Достоинства

Убедительная картина, наглядно показывающая количество задач, выполняемых отделом кадров, а также их трудоемкость.

Недостатки

Невозможность точно спланировать объем будущей работы, из-за чего могут возникать погрешности. Разумно добавить к полученному результату дополнительное время на непредвиденные функции и форс-мажоры.

Второй путь — исходим из численности персонала

Этим способом пользуются чаще всего, так как вполне логично, что при увеличении численности штата нагрузка на отдел кадров возрастает. Но одной информации о количестве работников явно мало, нужно определить перечень функций, возложенных на кадровиков. Нередко к их задачам относятся:

Но даже и без этих дополнительных функций одного работника-кадровика обычно принимают на каждые 150-200 человек персонала. Это очень приблизительный расчет, так как не принимается во внимание текучесть и реальный объем обрабатываемых документов. Кроме того, специфика деятельности организации может как уменьшать нагрузку, так и увеличивать ее. Предприятия с вредными условиями труда, где необходимы медосмотры, оформление дополнительных льгот, являются, конечно же, более сложными с точки зрения кадрового учета.

Как рассчитать текучесть кадров

Если вы решили отталкиваться от количества персонала, и этот способ вам кажется более простым и удобным, стоит все же рассчитать текучесть за прошедший период и сформулировать основные задачи.

Текучесть находится по простой формуле:

Кт = (Количество уволенных) х 100 / (Среднесп. Численность)

За год в компании уволено 23 человека, среднесписочная численность равна 150 человек, расчет текучести:

Коэффициент текучести = 23 х 100 / 150 = 15,33.

Норма текучести зависит от сферы деятельности организации, материальной стабильности, сезонности и политики руководства. В целом коэффициент, равный 10-20 процентам, считается нормальным. Чем текучесть выше, тем больше нагрузка на кадровых работников, и если она значительно превышает средние показатели, это является поводом для увеличения численности отдела кадров.

Итак, для использования этого метода принимаем во внимание:

  1. Численность.
  2. Текучесть.
  3. Дополнительные функции.

При низкой текучести и небольшом количестве нагрузки в виде добавленных задач наличие одного кадрового работника на 150 человек видится достаточным.

Достоинства

Незначительные трудозатраты и возможность иметь временной запас человеко-часов для непредвиденных ситуаций.

Недостатки

Низкая точность и необходимость регулярно доказывать правильность расчета, т. к. наглядность результатов невысока.

В редакцию журнала не перестают приходить письма, в которых офис-менеджеры, бухгалтеры и секретари небольших компаний интересуются, до какого числа должен вырасти штат организации, чтобы руководство ввело отдельную штатную единицу — инспектора по кадрам? Инспекторы по кадрам спрашивают, как убедить руководство организации, что они не успевают выполнять все новые и новые работы, которые на них возлагаются с изменением трудового, социального и пенсионного законодательства? Генеральные директора выясняют, сколько кадровиков необходимо, чтобы обеспечить функционирование организации?

Редакция решила не ограничиваться индивидуальными консультациями и обратилась с просьбой к математику, который с помощью сухих цифр и строгих формул попытался найти аргументы для руководителей организаций, зачастую необоснованно экономящих на инспекторах по кадрам.

Основным документом, используемым для определения затрат рабочего времени на работы по комплектованию и учету кадров, а также для обоснования необходимой численности работников, занятых этими работами, до сегодняшнего дня остаются Межотраслевые укрупненные нормативы времени на работы по комплектованию и учету кадров , утвержденные постановлением Минтруда СССР от 14.11.1991 № 78. Срок действия нормативов неоднократно продлевался и был ограничен 1997 годом. Но, поскольку новые нормативы времени на выполнение кадровых операций пока не приняты, его положения, как не противоречащие трудовому законодательству, а также в силу того, что являются экономическим инструментом нормирования труда, а не регулируют правовые отношения напрямую, продолжают применяться экономистами по труду при расчете численности работников отделов кадров.

Читайте также:  Текст претензии на возврат денежных средств

Далее по тексту — «Сборник».

Прежде всего, разберемся, какие операции должны выполняться работниками отдела кадров в соответствии со Сборником и проанализируем, какие из них выполняются во всех организациях, какие — только в некоторых (в т.ч. из-за специфики деятельности компании), а какие, в силу изменения законодательства, практически не выполняются.

Итак, перечень работ — внушительный. В реальности же он еще больше, поскольку за годы после утверждения нормативов к функциям отделов кадров добавились работы по подготовке и предоставлению документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования, работы с подразделениями ФСС России по социальному страхованию, работы по медицинскому страхованию и еще целый ряд иных весьма трудоемких работ.

Все эти работы Сборником не учтены, но, тем не менее, выполняются, вне зависимости от того, сколько пар рук в отделе кадров.

Возьмем только четыре(!) из тридцати работ, которые должны выполняться кадровыми службами всех организаций. На их выполнение Сборником отводится следующее время:

Пункт по Сборнику

Работа

Норма времени по Сборнику ( Топр )

Оформление документов при приеме на работу рабочих и служащих

0,46 ч на 1 принимаемого рабочего; 0,74 ч на 1 принимаемого служащего

Оформление документов при увольнении рабочих и служащих

0,39 ч на 1 увольняемого работника

Оформление отпусков

0,11 ч на 1 работника

Оформление документов работников, уходящих на пенсию по старости

3,3 чел.ч на 1 работника + 0,5 ч на 1 работника, уходящего на пенсию

Согласно Сборнику норма времени на выполнение единицы нормируемой работы определяется по формуле:

Нвр = Топр +

где Нвр — норма времени на выполнение контрактного нормативного вида работ (чел.ч);

Топр — норматив оперативного времени на выполнение данной работы, установленной по Сборнику (чел.ч);

k — коэффициент, учитывающий затраты времени на организационно-техническое обслуживание рабочего места, личные потребности и т.д. (в %).

Поскольку нормативы оперативного времени на выполнение данной работы (Топр) нам известны (таблица 2), займемся k. Этот коэффициент учитывает время на организационно-техническое обслуживание рабочего места, отдых и личные потребности, а также подготовительно-заключительные работы. Рабочее место каждого кадровика индивидуально: у кого-то стоит компьютер последнего поколения, у кого-то — старенький «386», а кого-то — все, что есть — это бланки, канцелярские принадлежности и микрокалькулятор. В отделе кадров одного предприятия хранение информации автоматизировано (в электронных библиотеках и архивах), в других — все дела хранятся в полуавтоматических шкафах, в третьих — дела размещены на обычных стеллажах. Что такое «отдых» во время работы? Это необходимые упражнения для глаз во время работы на персональном компьютере, это производственная гимнастика.

Следовательно, k может меняться: от 6 до 11%.

Посмотрим, как будет зависеть норма времени Нвр на оформление документов при приеме на работу .

Но сначала определим, какие операции входят в эту работу. Согласно Сборнику норматив времени (0,74 ч на 1 служащего и 0,46 ч на 1 рабочего) установлен только для выполнения следующих операций:

Читайте также:  Завещание на совместно нажитое имущество супругов

ознакомления с документами, представленными поступающим на работу (паспортом, трудовой книжкой, документами об образовании, военным билетом, пр.) и на их основании заполнения приказа (распоряжения) о приеме на работу (формы № Т-1 и Т-1а) и личной карточки (форма № Т-2 или № Т-2ГС), а также заполнения учетной карточки научного, научно-педагогического работника (форма № Т-4), если осуществляется прием на работу научного работника;

внесения записи в трудовую книжку на основании приказа (распоряжения) о приеме на работу;

отметки о приеме на работу в журнале (книге) о приеме на работу (если такой журнал ведется);

оформления личного дела (подшивки заявления о приеме на работу, автобиографии и других документов, относящихся к деятельности работника, составления описи документов, находящихся в личном деле);

нумерации, регистрации и укладки личного дела в сейф;

ознакомления работника с правилами внутреннего трудового распорядка;

  • заполнение контрольного листка по технике безопасности.
  • Ни заключение трудового договора, ни ознакомление работника с локальными нормативными актами, имеющими отношение к трудовой функции, ни оформление страхового свидетельства государственного пенсионного страхования, ни проведение собеседования, ни иные операции, выполняемые отделом кадров при приеме на работу в настоящее время, не учтены при расчете этого норматива.

    Таким образом, на выполнение только 7 операций будет уходить время, указанное в таблице 3.

    Ответственность за организацию подбора, расстановки, повышения квалификации (переподготовки) и учета кадров на предприятии возложена на собственника предприятия или уполномоченный орган, который осуществляет руководство предприятием.

    Нормативы численности работников кадровых служб согласно Приказу № 341 разработаны в зависимости от трудоемкости типового состава выполняемых работ и рассчитаны в зависимости от факторов, имеющих наибольшее влияние на их величину. Нормативная численность работников, занятых подбором, расстановкой, повышением квалификации (переподготовкой) и учетом кадров, рассчитывается в следующей последовательности:

    На основании Норматива ( приложение 2 ) при общей численности наемных работников предприятия 100 человек и при количестве 20 структурных подразделений численность кадровых работников составляет 0,9 чел., если наемных работников 200 чел. — кадровых работников — 1,3 чел., при 500 — соответственно — 2,3. При численности наемных работников 1000 человек и при количестве 20 структурных подразделений предприятию необходимо 3,4 единицы кадровых работников.

    Выдержка из Общей части Межотраслевых нормативов численности работников, занятых подбором, расстановкой, повышением квалификации (переподготовкой) и учетом кадров

    ПРИМЕРЫ РАСЧЕТА
    нормативной численности работников, занятых подбором, расстановкой, повышением квалификации (переподготовкой) и учетом кадров

    Рассчитать нормативную численность работников, занятых подбором, расстановкой, повышением квалификации (переподготовкой) и учетом кадров по следующим исходным данным:

    Общая нормативная численность работников ( Н з ), занятых подбором, расстановкой, повышением квалификации (переподготовкой) и учетом кадров, определяется по формуле:

    Н з = Н х К к х К в х К 1

    Определяется нормативная численность работников, занятых подбором, расстановкой, повышением квалификации (переподготовкой) и учетом кадров ( Н ) по карте 16, лист 1 Норматива*.

    Н = 4,3 чел. при Р з = 1500 чел. и N = 19 ед.

    Определяется поправочный коэффициент ( К к ), который учитывает удельный объем работ, выполняемых на ПЭВМ. При условии, что на ПЭВМ выполняется 25%, то К к = 1,0 (карта 16, лист 2 Норматива).

    Определяется поправочный коэффициент К к , который учитывает удельный объем работ, связанный с военнообязанными на предприятии. При условии, что удельный объем численности военнообязанных к общей численности работников составляет 6%, то К в = 0,95 (карта 16, лист 3 Норматива).

    Определяется поправочный коэффициент К 1 , который учитывает интенсивность движения кадров. При условии, что удельный объем численности принятых (уволенных) граждан к общей численности работающих на предприятии составляет 26%, то К 1 = 1,05 (карта 16, лист 3 Норматива).

    Таким образом, общий норматив численности работников, занятых подбором, расстановкой, повышением квалификации (переподготовкой) и учетом кадров, составляет:

    Н ч = 4,3 х 1,0 х 0,95 х 1,05 = 4,28 чел.

    Читайте также:  Таможенная процедура временного ввоза допуска

    Принимается 4 человека

    ____________
    * «Нормативная часть» Межотраслевых нормативов численности работников, занятых подбором, расстановкой, повышением квалификации (переподготовкой) и учетом кадров, состоит из нормативов (Норм времени) с указанием их наименования, номера карты, номера листа и общего количества листов норматива ( прим. ред. ).

    Исходя из требований законодательства, по мнению автора, собственнику или уполномоченному им органу следует подумать о принятии соответствующих специалистов, нежели возлагать данные функции на секретаря.

    Я занимаю должность «Заведующий канцелярией — секретарь» уже 12 лет. Выполняю одна обязанности как секретаря, так и канцелярии, согласно с должностной инструкцией. Начинала работу, когда в наличии были лишь два телефона и печатная машинка. В настоящий момент имеются уже 6 телефонов и оргтехника (факс, ксерокс, принтер, компьютер). Количество работников на предприятии — 500 чел. За 12 лет документооборот значительно увеличился, например, в 2006 году документооборот составлял 18 000 документов на год, учитывая документацию по подразделениям. Я получаю ставку заведующего канцелярией и 0,5 ставки секретаря. Как рассчитать штатное количество работников канцелярии, учитывая наш объем работ? Если законодательством не предусмотрено увеличение штата работников, то на какие надбавки работнику государственного учреждения можно рассчитывать?

    Численность работников канцелярии предприятия определяется с учетом документооборота и загруженности на одного исполнителя, а также с учетом интенсивности труда. На основании пункта 3 статьи 64 ХК предприятие самостоятельно определяет свою организационную структуру, устанавливает численность работников и штатное расписание .

    Конечно, за 12 лет работы документооборот предприятия значительно увеличился и добавилась дополнительная работа на оргтехнике, которая ранее не выполнялась, да и самой оргтехники не было в канцелярии предприятия, значит, расширился круг выполнения обязанностей исполнителя.

    На основании статьи 32 КЗоТ Украины в связи с изменениями в организации производства и труда допускается изменение существенных условий труда при продолжении работы по той же специальности, квалификации или должности. Об изменении существенных условий труда — систем и размеров оплаты труда, льгот, режима работы, установлении или отмене неполного рабочего времени, совмещении профессий, изменении разрядов и наименования должностей и др. — работник должен быть поставлен в известность не позднее, чем за два месяца. В данном случае работница исполняет не только обязанности заведующего канцелярией, но и обязанности секретаря, о чем необходимо было ранее получить ее согласие (такое согласие было получено, т. к. получает доплату в размере 0,5 ставки).

    Согласно статье 105 КЗоТ работникам, выполняющим на том же предприятии, в учреждении, организации наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительную работу по другой профессии (должности) или обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы, производится доплата за совмещение профессий (должностей) или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника. Размеры доплат за совмещение профессий (должностей) или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника устанавливаются на условиях, предусмотренных в коллективном договоре. Поэтому, возлагая на заведующего канцелярией исполнение обязанностей секретаря, следовало изменить должностную инструкцию заведующего канцелярией, вменив в ее обязанности исполнение обязанностей секретаря. В данном случае заведующий канцелярией получает доплату к заработной плате в размере 0,5 ставки и ее должностная инструкция содержит требование по исполнению дополнительных обязанностей. Если работодатель не хочет по каким-либо причинам брать в штат нового работника — секретаря, то исполнитель — заведующий канцелярией — при огромной физической на нее нагрузке в течение рабочего дня вправе отказаться от исполнения дополнительно возложенных на нее обязанностей секретаря, при этом доплата за совмещение профессий не будет ей выплачиваться. Если администрация примет решение по приему на предприятие секретаря, то с заведующего канцелярией следует снять приказом исполнение обязанностей секретаря и в этом случае за заведующим канцелярией невозможно оставить доплату в размере 0,5 ставки, которую она получает за дополнительное исполнение обязанностей отсутствующего, пускай даже очень длительное время, секретаря.

    Статья предоставлена нашему порталу
    редакцией журнала «Діловодство та документообіг»

    Ссылка на основную публикацию
    Сколько стоит подключение воды к частному дому
    Провести воду в частный дом в настоящее время не проблема. Технологии не стоят на месте, и большой выбор сантехнических товаров...
    Сколько кубов воды тратит человек
    «Расходуйте воду бережно» - на постоянной основе наседают на простого потребителя власти, экологи и ученые, стараясь призвать к сознательному потреблению...
    Сколько лет была накопительная часть пенсии
    Накопительная пенсия - это ежемесячная пожизненная выплата пенсионных накоплений, сформированных за счет страховых взносов работодателей и дохода от их инвестирования....
    Сколько стоит получить инн
    В это статье мы расскажем, что такое ИНН и для чего он нужен, как получить ИНН через МФЦ «Мои документы»...
    Adblock detector