Следственные действия проводимые до возбуждения уголовного дела

Следственные действия проводимые до возбуждения уголовного дела

Уголовно-процессуальная проверка в стадии возбуждения уголовного дела играет определяющую роль в уголовном судопроизводстве. Без проведения такой проверки и установления наличия основания для возбуждения уголовного дела невозможно осуществление уголовного преследования. В последнее время ст. 144 УПК РФ претерпела некоторые изменения. Закрепленный в настоящее время в ст. 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации перечень проверочных действий существенно расширяет возможности получения доказательств до возбуждения уголовного дела и впоследствии их использования в ходе доказывания. При осуществлении уголовно-процессуальной деятельности в стадии возбуждения уголовного дела допустимо производство действий, затрагивающих конституционные права граждан. В связи с чем требования, предъявляемые к соблюдению положений действующего законодательства при производстве следственных и иных действий на первоначальном этапе уголовного судопроизводства — стадии возбуждения уголовного дела, существенно повысились.

С учетом современных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации(1) существенное значение приобретает неукоснительное соблюдение положений международных актов, Конституции Российской Федерации, Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в стадии возбуждения уголовного дела.

Прокурорский надзор за исполнением законов при производстве следственных действий, в том числе в стадии возбуждения уголовного дела, является важной составляющей надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия, предмет которого изложен в ст. 29 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

Поскольку доказывание составляет основное содержание уголовного судопроизводства, следственные действия являются основным процессуальным способом собирания доказательств (ст. 86 УПК РФ) и проверки доказательств (ст. 87 УПК РФ) в досудебном производстве по уголовному делу. Соответственно, обеспечение эффективного прокурорского надзора за законностью их производства является актуальной задачей.

Обобщение правоприменительной практики показывает, что при проведении прокурорских проверок в различных регионах России устанавливаются многочисленные нарушения закона в рассматриваемой сфере. Среди прекращенных или приостановленных уголовных дел наибольшую долю составляют те, по которым были допущены ошибки при производстве

первоначальных проверочных (следственных и иных) действий в стадии возбуждения уголовного дела(1).

Сегодня согласно Федеральному закону от 04.03.2014 № 23-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в ходе проверки сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном УПК РФ, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий (ч. 1 ст. 144 УПК РФ).

При этом законодателем отмечено, что лицам, участвующим в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные УПК РФ, и обеспечивается возможность осуществления этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы, в том числе право не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен п. 4 ст. 5 УПК РФ, пользоваться услугами адвоката, а также приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа в порядке, установленном главой 16 УПК РФ. Участники проверки сообщения о преступлении могут быть предупреждены о неразглашении данных досудебного производства в порядке, установленном ст. 161 УПК РФ. При необходимости безопасность участника досудебного производства обеспечивается в порядке, установленном ч. 9 ст. 166 УПК РФ, в том числе при приеме сообщения о преступлении (ч. 1.1 ст. 144 УПК РФ).

Завершает законодательные нововведения ч. 1.2 ст. 144 УПК РФ, которая провозглашает, что полученные в ходе проверки сообщения о преступлении сведения могут быть использованы в качестве доказательств только при условии соблюдения положений ст.ст. 75 и 89 УПК РФ. Если же после возбуждения уголовного дела стороной защиты или потерпевшим будет заявлено ходатайство о производстве дополнительной либо повторной судебной экспертизы, то такое ходатайство подлежит удовлетворению.

Таким образом, объективный анализ уголовно-процессуального законодательства свидетельствует о расширении перечня проверочных (следственных и иных) действий, производство которых допустимо до возбуждения уголовного дела, поскольку нереформированное уголовно-процессуальное законодательство относило к таковым лишь три следственных действия: осмотр места происшествия, осмотр трупа и освидетельствование.

Необходимость в подобных действиях была обусловлена объективными потребностями правоприменительной практики. Если исходить из позиции практических работников, вышеперечисленные новеллы могут и должны способствовать качественной проверке сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении и принятию обоснованного решения о возбуждении уголовного дела или отказе в этом.

Так, В. Н. Исаенко полагает, что законодательно «созданы более расширенные возможности решения органами предварительного расследования задач, установленных в ч. 2 ст. 21 УПК РФ, нормы которой предписывают определенным участникам уголовного судопроизводства в каждом случае обнаружения признаков

преступления принимать предусмотренные Кодексом меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в его совершении. Несомненно также усиление гарантий соблюдения органами предварительного расследования требования ст. 6.1 УПК РФ о разумном сроке уголовного судопроизводства»(1).

Кроме того, полагаем, что принятые изменения говорят о попытке законодателя позитивно решить вопрос соблюдения прав личности в стадии возбуждения уголовного дела, поскольку была закреплена важность обязательного соблюдения основных прав, свобод и охраны интересов конкретных лиц (участников проверки), вовлекаемых в сферу уголовного судопроизводства. Таким образом, распространение вышеназванных требований об обязанности соблюдения прав участников проверки сообщения о преступлении свидетельствует об усилении гарантий соблюдения основных закрепленных в ст. 11 и других статьях УПК РФ прав участников уголовного судопроизводства(2).

Вместе с тем некоторые из нововведений, предложенных законодателем, требуют дополнительного пояснения и дальнейшего совершенствования.

Например, В. С. Шадрин в отношении постоянных законодательных корректировок «порядка проведения проверки сообщения о преступлении» справедливо отмечает: «. к сожалению, даже не очень глубокий анализ модернизированной проверки сообщения о преступлении дает основания констатировать, что указанные условия обеспечения законности соблюдены далеко не в достаточной мере. Такое положение не исключает “вольного” понимания регулирующих проверку правовых норм и, как следствие, способно провоцировать правоприменителя на произвольные действия, в том числе создающие угрозу для прав личности, вовлекаемой в уголовное судопроизводство»(3).

Поскольку производство проверочных (следственных и иных) действий в стадии возбуждения уголовного дела позволяет предотвратить либо своевременно пресечь преступление и (или) обнаружить, зафиксировать следы преступления и раскрыть его «по горячим следам», несвоевременное либо незаконное проведение (нарушение порядка или процедуры производства) проверочных действий в стадии возбуждения уголовного дела может привести к тому, что лицо, совершившее преступление, скроется или не будет установлено, также могут быть созданы дополнительные трудности и в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию.

Из-за несвоевременности производства либо допущенных нарушений при производстве проверочных действий некоторые следы преступления, обнаруженные в стадии возбуждения уголовного дела, к началу предварительного расследования могут оказаться утраченными, вследствие чего органы предварительного расследования лишаются возможности установить полный перечень обстоятельств, входящих в предмет доказывания, а также должным образом определить пределы доказывания по уголовному делу.

В этой связи первоочередной задачей является всестороннее рассмотрение системы проверочных действий, производство которых в сегодняшних условиях возможно уполномоченным должностным лицом при проверке сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении. Для того чтобы определить систему проверочных действий, производство которых возможно при проверке сообщения о преступлении, необходимо очертить границы, в которых эти действия проводятся, а границы эти определены стадией возбуждения уголовного дела (с момента получения заявления, сообщения о преступлении до принятия решения о

Читайте также:  Как выйти из гражданства узбекистана

возбуждении уголовного дела или отказа в возбуждении).

При этом суждения некоторых авторов о том, что с учетом внесенных Федеральным законом от 04.03.2013 № 23-ФЗ изменений в УПК РФ в число «проверочных действий» в стадии возбуждения уголовного дела включены следственные, розыскные, административные действия, оперативно-розыскные мероприятия(1), вряд ли могут считаться состоятельными.

В УПК РФ в разделе VII «Возбуждение уголовного дела» в главах 19 и 20 закреплены основные положения стадии возбуждения уголовного дела с указанием конкретных субъектов, а также применяемых ими методов и средств. Именно поэтому полагаем, что в ходе уголовно-процес-суальной деятельности в стадии возбуждения уголовного дела сведения могут быть получены только определенными в уголовно-процессуальном законе средствами, а именно:

1) проведение отдельных следственных действий;

2) производство иных процессуальных действий, прямо указанных в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации;

3) использование для проверки иных, непроцессуальных средств, установленных в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации;

4) проведение оперативно-розыскных мероприятий.

Сегодня перечень следственных и иных процессуальных действий сформулирован в ст. 144 УПК РФ исчерпывающим образом. В таком виде он должен способствовать выявлению достаточного объема фактических данных, указывающих на наличие или отсутствие признаков преступления, и принятию обоснованных решений о возбуждении уголовного дела либо отказе в возбуждении.

В соответствии с ч. 1 ст. 144 УПК РФ следственными действиями, допустимыми к производству до возбуждения уголовного дела, являются:
получение образцов для сравнительного исследования;
судебная экспертиза;
осмотр места происшествия;
осмотр документов;
осмотр предметов;
осмотр трупов;
освидетельствование.

Необходимо отметить, что законодатель уточнил условия, которые позволяют приступить к производству некоторых следственных действий до возбуждения уголовного дела. Например, освидетельствование до возбуждения уголовного дела разрешено производить «в случаях, не терпящих отлагательства» (ч. 1 ст. 179 УПК РФ). В отношении же других следственных действий каких-либо подобных требований закон не содержит (ч. 2 ст. 176, ч. 4 ст. 178, ч. 4 ст. 195, ч. 1 ст. 202 УПК РФ). При этом обязательно необходимо учитывать то обстоятельство, что любое следственное действие может быть произведено лишь в случае наличия к тому фактических и юридических оснований.

В статье 144 УПК РФ также предусмотрено, что должностное лицо в пределах своей компетенции при проверке сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении может использовать определенные разновидности иных процессуальных действий, указанных в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации:
получение объяснений;
истребование документов и предметов;
изъятие документов и предметов;
производство документальных проверок;
производство ревизий;
исследование документов;
исследование предметов;
исследование трупов;

истребование имеющихся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документов и материалов, подтверждающих сообщение о преступлении, а также данных о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации. Истребованные таким образом в редакции средства

массовой информации документы и материалы могут быть использованы в качестве вещественных и иных доказательств при производстве по уголовному делу.

Отдельным положением в ч. 1 ст. 144 УПК РФ законодатель выделяет предписание относительно возможности должностного лица, которое проверяет сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении, давать обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Стадия возбуждения уголовного дела на сегодняшний день остается важным элементом современного российского уголовного процесса, а эффективность осуществляемой на этой стадии процессуальной деятельности во многом предопределяет достижение назначения уголовного судопроизводства. Суть указанной стадии заключается в том, что уполномоченные законом должностные лица и органы обязаны осуществлять только те действия и принимать только те процессуальные решения, которые определены в уголовно-процессуальном законе.

Подтверждением вышесказанному являются разъяснения, сформулированные в информационном письме Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 20.08.2014 № 36-11-2014 «О недопустимости изъятия предметов и документов вне рамок следственных действий, предусмотренных до возбуждения уголовного дела», о том, что в ч. 1 ст. 144 УПК РФ содержится исчерпывающий перечень следственных действий, допустимых до возбуждения уголовного дела.

Аналогичной правовой позиции придерживается и Конституционный Суд Российской Федерации: по общему правилу осмотр следов преступления и иных обнаруженных предметов производится на месте проведения следственного действия; вместе с тем если для производства такого осмотра требуется продолжительное время или осмотр на месте затруднен, то предметы должны быть изъяты, упакованы, опечатаны, заверены подписью следователя на месте осмотра, причем изъятию подлежат только те предметы, которые могут иметь отношение к уголовному делу, а в протоколе осмотра по возможности указываются индивидуальные признаки и особенности изымаемых предметов; все обнаруженное и изъятое при осмотре должно быть предъявлено участникам осмотра (чч. 2—4 ст. 177 УПК РФ); изъятие обнаруженных в ходе осмотра места происшествия следов преступления, предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, осмотр которых на месте затруднен или требует продолжительного времени, не может подменять собой процессуальные, в том числе следственные, действия, для которых уголовно-процессуальным законом установлены специальная процедура и другие основания и условия проведения (обыск, выемка, наложение ареста на имущество и т. д.)(1).

Таким образом, в настоящее время производство до возбуждения уголовного дела иных следственных действий, направленных на изъятие предметов и документов (обыска, выемки), исходя из действующей редакции ст. 144 УПК РФ, является недопустимым. Результаты таких следственных действий должны признаваться недопустимыми доказательствами. Между тем достаточная мобильность современного уголовно-процессуального законодательства, в том числе регламентирующего производство в стадии возбуждения уголовного дела, может привести к дальнейшему расширению круга следственных действий, допустимых к производству, и постепенному смешиванию стадии возбуждения уголовного дела и стадии предварительного расследования.

Следственные действия при расследовании и на стадии проверки сообщения о преступления разнятся. Рассмотрим, какие из них вправе осуществлять уполномоченное лицо до возбуждения уголовного дела. Существует разница между следственными и проверочными мероприятиями.

Порядок

Окончание проверочных мероприятий сопровождается утверждением постановления о возбуждении уголовного дела. Документ должен содержать информацию о лице, принявшем уголовное дело к производству, основания, а также информацию о подозреваемом или иные данные по факту совершения противоправного деяния.

Однако перед оформлением постановления следователь или дознаватель осуществляет проверочные мероприятия по сообщению о преступлении. Проверка осуществляется в срок от 3 до 30 дней в зависимости от сложности совершенного деяния.

При утверждении постановления уполномоченное лицо может отменить его и направить на дополнительное расследование. Оно может проводиться 10 дней, а при продлении — до 30, после чего выносится постановление об отказе, о возбуждении или о передаче сообщения в орган, компетентный в его рассмотрении.

Следственные действия до возбуждения уголовного дела (проверочные)

До вынесения постановления должностное лицо производит ряд действий, которые помогают разобраться в совершенном деянии. Так, в срок, установленный уголовно-процессуальным законодательством, необходимо провести проверку по зарегистрированному противоправному факту и установить, есть ли повод и основания для возбуждения.

Проверка регламентируется процессуальным кодексом (УПК России).

Так, дознаватель (или следственный работник), а также руководители следственных органов и органов дознания вправе на стадии проведения проверочных мероприятий совершать следующие действия:

  • принимать объяснения и закреплять их в виде опроса в материалах проверки;
  • осматривать места происшествия, а также вещи, предметы, документы;
  • получать различные образцы для сравнительных исследований;
  • изымать предметы, документы и иные вещи, необходимые для установления события;
  • назначать судебную экспертизу (следователь, дознаватель или руководитель отдела тщательно следит за разумными сроками производства экспертиз);
  • требовать проведение документарных проверок, ревизий;
  • привлекать экспертов и специалистов;
  • давать письменные советы органу дознания, который разыскивает лиц, скрывающихся от следствия.
Читайте также:  Извлечение трупа из места захоронения это

Действия позволяют уполномоченному лицу установить причину и повод вынесения постановления с мотивировочными основаниями для начала уголовного дела.

Если проверочные мероприятия не помогли установить основания и повод, следователь отказывает в возбуждении уголовного дела, которое направляется прокурору для проверки правильности принятого решения (в любом случае, будь то дознание или следствие).

Следственные мероприятия до вынесения постановления отличаются от действий, производимых на стадии предварительного следствия. Служителям закона необходимо четко различать виды мероприятий и их назначение.

Продление проверочных мероприятий

Эти мероприятия являются короткой стадией, которая занимает около трех дней. Следователь имеет право продлить данный срок до десяти и даже тридцати дней в том случае, если следственные действия, производимые до возбуждения уголовного дела, требуют продолжительного времени.

Какие бывают поводы?

При наличии оснований и повода, уполномоченный возбуждает дело. Существуют несколько поводов для принятия решения о возбуждении уголовного дела:

  1. Заявление гражданина о совершенном преступлении.
  2. Личный визит в правоохранительный орган с повинной.
  3. Информация о преступлении (совершенном или приготовлении к нему), полученная из средств массовой информации или иных источников.
  4. Направленные прокурором постановления с информацией, которая может быть основанием вынесения постановления.

Основания

Это те данные, которых достаточно для установления признаков преступления. Какие следственные действия до возбуждения уголовного дела реализовать уполномоченному лицу, устанавливается им самостоятельно и зависит от обстоятельств дела.

Стадия предварительного следствия

Следственные действия, проводимые до рассматриваемой процедуры, должны стать основой для принятия правильного решения с законным обоснованием и правильной мотивацией. В ходе установления фактов принимается решение о возбуждении, об отказе или о передаче по подследственности.

Стадия предварительного рассмотрения довольно сложна, так как следственные действия до вынесения постановления не столь широки. Они дают уполномоченному лицу лишь некоторые из прав для установления факта преступления.

Следственные действия после возбуждения уголовного дела

В этом случае для проведения предварительного следствия и нахождения доказательств по делу для следователей установлен срок в два месяца, а для дознавателей — в один месяц.

Все действия регламентированы главами Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Они включают в себя:

  • Осмотр предметов, места совершенного деяния (с составлением протокола) проводится в любое время дня и ночи.
  • Медицинское и иное освидетельствование — назначается и производится при помощи медицинских специалистов.
  • Следственный эксперимент — то есть проецирование ситуации в реальном времени для проверки возможности совершения преступления.
  • Обыск.
  • Выемка.
  • Изъятие записей телефонных переговоров — производится путем направления запроса в телефонные компании.
  • Получение информации о телефонных и иных соединениях — осуществляется путем составления запроса о предоставлении информации на магнитных носителях.
  • Допрос — оформляется протоколом.
  • Опознание.
  • Очная ставка.
  • Производство судебной экспертизы.
  • Проверка показаний.

Данные действия оформляются путем протоколирования и являются основой уголовного дела.

Следует отметить! Следственные действия после возбуждения уголовного дела обширнее. Они позволяют следователю получать больше информации о произошедшем. Именно поэтому законодатель дает больше времени для проведения предварительного следствия, нежели на реализацию проверочных мероприятий.

Следственные действия до возбуждения уголовного дела в УПК РФ закреплены в одной 144 статье, а после возбуждения — разделены на несколько глав.

Действия следователя, как правило, закрепляются в форме постановлений и рапортов. Кроме того, следователь или дознаватель не должны путать следственные действия до возбуждения уголовного дела и после него, так как цели этих двух стадий разные.

Уголовное преследование при проверке сообщения о преступлении

Существуют три вида уголовного преследования:

Их отличительной чертой является способ принятия сообщения о преступлении и возможность примирения сторон.

Следственные действия, проводимые до возбуждения уголовного дела, легче и проще, нежели те, которые осуществляются после вынесения постановления.

Требуется установить факты, которые свидетельствуют о преступном посягательстве, то есть осуществить определённые следственные действия до возбуждения уголовного дела. Для каждого состава преступления, обозначенного в УК РФ предусмотрен набор определённых мероприятий, которые позволяют квалифицировать деяния преступника как совершение преступления. Следователь обязан осуществить выбор методики расследования исходя из существенных условий по делу.

Понятие и общие правила производства следственных действий

Несмотря на значительный объем норм, посвящённых манипуляциям субъектов правоохранительных органов, которые осуществляются до инициации дела, понятий им не дано.

Однако можно найти исчерпывающий перечень таких мероприятий.

Основные условия проведения манипуляций уполномоченного сотрудника обозначены в статье 164 УПК РФ.

Судебное предписание требуется во многих случаях и все они перечислены в статье 29:

  • возможность проведения осмотра жилого помещения, если ему препятствуют собственники или квартиросъёмщики;
  • проведение изъятия вещи, которая сдана либо заложена в ломбард;
  • обследование места жительства или места пребывания потенциального преступника;
  • изъятие документации или прочих вещей в финансовых учреждениях (вкладов, счетов, материальных ценностей, находящихся в сейфовых ячейках), а также любой информации, которая содержит государственную, коммерческую или профессиональную тайну;
  • проведение осмотра корреспонденции подозреваемого непосредственно в почтовых отделениях;
  • установление ареста на имущество;
  • установление фактов переговоров, производимых через информационно-телекоммуникационные сети;
  • направление запросов оператору о существовании телекоммуникационной связи.

Перечисленные выше действия дозволяются судебным решением из-за их непосредственного отношения к конституционным гарантиям по личностному критерию.

Проведение любого оперативного или розыскного действия не должно приходиться на сумеречное время суток. Но в законе есть оговорка относительно того, что сотрудник органов может воспользоваться формулировкой, «проведение определённого процессуального действия должно быть осуществлено безотлагательно». Эта формулировка отражается в составляемом на месте проведения действия протоколе.

Обособлено указано требование о неукоснительном соблюдении принципа гуманности, то есть недопустимости использования насильственных методов, запугивания участников процесса.

Всем действующим лицам таких мероприятий должны быть разъяснены возможные последствия за препятствование проведения процедуры дознания. Перед любой из процедур сотрудник органов проводит сопоставление личности и участника дела.

1) комплекс процессуальных мероприятий;

2) без соблюдения конституционных гарантий признаются нелегитимными;

3) устанавливаются такие обстоятельства, с учётом уголовной квалификации.

В участии любого мероприятия, организованного следователем, привлекается криминалист, который имеет право использовать определённый набор способов выявления таких следов, которые могут являться существенными при определении состава преступления. Эта манипуляция обязательно протоколируется, а присутствующие лица осведомляются обо всех действиях.

Участники следственных действий

Производство следственных действий до возбуждения уголовного дела сопряжено с привлечением определённых субъектов. Каждый присутствующий при мероприятии, проводимом следователем, обладает специфическим статусом.

Можно выделить следующие группы участников:

  • Непосредственно относящиеся к предполагаемому преступлению – потерпевший, подозреваемый.
  • Лица, осуществляющие защиту первой группы участников – адвокаты и прочие субъекты.
  • Лица, действующие в интересах следствия и на профессиональной основе – эксперт, специалист, переводчик.
  • Лица, осуществляющие наблюдение за применение законных способов и методов проведения мероприятия – понятые.

Первая группа лиц имеет особую роль при проведении следственного действия, так как способствует установлению истины посредством предоставления словесной (вербальной), а также визуальной информации, являющей важным элементом доказательственной базы.

Вторая группа лиц имеет законные основания находиться при реализации любого следственного мероприятия, если оно направлено на опекаемых по закону (родители) или по договору (защитники). Так, родитель, опекун или попечитель всегда находится рядом, когда следственные мероприятия затрагивают несовершеннолетних лиц.

Практически каждое действие не обходится без использования специальных умений, именно поэтому приглашается человек, обладающий специальными навыками (эксперт). В отношении такого лица также проводится допрос, поскольку зачастую экспертное заключение полежит разъяснению.

Специалист является важным лицом, поскольку благодаря своим знаниям, он позволяет обнаружить, закрепить полученные сведения (документы с отпечатками пальцев) или описать найденное (орудие убийства со следами крови). Такой участник должен быть привлечён для ведения допросов, даёт консультации по определённым материалам.

Читайте также:  Как высчитать премию от оклада

Опираясь на общие правила проведения процессуальных манипуляций, производство по ним осуществляется на национальном языке. В случае когда один из основных участников мероприятия не владеет в допустимой степени русским языком. Это обстоятельство становится известным уже в момент обозначения круга прав и обязанностей. Если знаний языка недостаточно, то сотрудник приостанавливает запись в протокол, пока не будет обеспечено наличие переводчика.

Следующая группа участников призвана следить за законностью произведённых действий (например, следить, чтоб не было подброшено орудие или иные вещественные доказательства). Понятые являются неотъемлемой частью проведения обследований или досмотров.

Следователь в обязательном порядке обеспечивает ведение аудиальной или визуальной фиксации.

Иначе любая манипуляция следователя подлежит оспариванию на следующей стадии процесса.

Отдельно следует отметить специальных субъектов или участников следственных мероприятий:

  • представители управляющего звена компании – собственницы посещения, в котором проводится обыск или выемка;
  • статисты привлекаются, когда проводится такое мероприятие, как опознание;
  • адвокаты прочих лиц, задействованных в совершении следственных мероприятий, например, свидетелей.

Все участники должны иметь определённый статус, иначе любое мероприятие будет признано нелегитимным.

Осмотр, освидетельствование, следственный эксперимент

Осмотр на первоначальном этапе следствия или в процессе дознания является весьма нейтральным действием следователя, поскольку отвечает правилам наблюдения за окружающими объектами. Такое наблюдение возможно для открытых объектов с неограниченным доступом.

Осмотр и обыск – родственные по методам осуществления способы до следственных манипуляций, с единственной разницей – упущения фактора права собственности на объект визуального поиска. Для одного вида характерно визуальное обнаружение физически определённых фактов, расположенных в жилых и нежилых объектах, у которых есть определённый хозяин.

Цель осмотра:

  • выявление следов, которые остались после совершения противоправного деяния;
  • фиксация;
  • выявление иных важных обстоятельств.

Осмотр должен быть произведён в обобщённом виде по отношению к определённой местности (жилища или открытого пространства), но и определённых объектов (убитых лиц, например).

Следует пару слов сказать о правилах осмотра, которые соблюдаются неукоснительно:

  • В случае когда производился без привлечения собственника помещения, то его в дальнейшем могут признать незаконным.
  • Понятым должно быть продемонстрированы в режиме реального времени все обнаружены следы.
  • Осмотр подлежит протоколированию.

Это мероприятие присуще следующей стадии уголовного дела, но в силу безотлагательных обстоятельств, может быть назначено и до этого этапа разбирательства по делу.

Освидетельствование производится в отношении всех лиц из первой группы участников производства. Так, первоначальное освидетельствование преступника может помочь установить его состояние в момент совершения уголовно наказуемого деяния, а манипуляции с потерпевшим – степень нанесённых увечий или его эмоциональное состояние.

Подобное действие нельзя сопоставить с подобной процедурой, осуществляемой медицинскими работниками, так как осуществляется различными субъектами. Установленные медиками факты в отношении личности участника дела приобщаются к материалам возбуждённого дела как заключение эксперта.

Эта процедура проводится на промежуточной стадии, то есть тогда, когда прокурор не проявил своего властного решения об инициации процедуры полноценного следствия.

Следственный эксперимент – своеобразное сопоставление определённых моментов, стимулирующее воспоминания о случившемся. Зачастую это позволяет выявить некорректные сведения. Следственные действия проводимые до возбуждения уголовного дела, несопоставимы с этим видом, поскольку до его назначения определён основной фигурант. Поэтому нельзя говорить о неотложном характере действий.

Таким образом, перечисленные манипуляции не производятся без властного дозволения судебных органов.

Обыск, выемка, наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, контроль и запись переговоров

Обыск – властное уполномоченное действие, для его использования требуется наличие специального судебного акта. По завершении или в процессе его проведения можно обнаружить не только вещественные доказательства, но и убитых или удерживаемых (скрываемых) людей. До момента проведения этих манипуляций лицо, его проводящее, должно предложить добровольно указать на удерживаемые или скрываемые предметы.

Особенностью обыска является особое поведение собственников помещения. Согласно законодательным нормам, владельцы жилища не имеют права выходить, звонить или переговариваться с кем-либо.

С апреля 2017 года изменения процессуального законодательства коснулись правозащитников. Так, стало возможно обыскивать недвижимые объекты, принадлежащие адвокатам (лицам с определённой степенью неприкосновенности).

Выемка – логичное продолжение предыдущего властного действия (обыска), так как предопределяет изъятие обнаруженных и искомых объектов.

Некоторые изымаемые вещи могут быть косвенными доказательствами преступления, но выемка позволяет установить существенные объекты (орудие преступления).

Взаимосвязь обыска и выемки:

  • без проведения обыска невозможно провести выемку;
  • составление нескольких актов обусловлено общим количеством собственников недвижимости.

Наложение ареста на передаваемую информацию посредством общих способов почтовых и телеграфных отправлений осуществляется только с судебного дозволения и не инициируется следователем самостоятельно. После того как судебное предписание на руках у сотрудника органов, проведённая выемка будет признана легитимной при участии руководителя почтового отделения или сотрудника, замещающего его обязанности.

Выемка имеющейся корреспонденции подозреваемого – основная цель подобной манипуляции.

Контроль и запись переговоров является доказательственной базой и отображает умысел преступника при условии получения поручения прокурора.

Фонограмма записанных разговоров протоколируется, а сама запись является неотъемлемой частью протокола. Отсутствие одного из этих элементов, исключает законность другого.

В отличие от прочих следственных действий, это процессуальное мероприятие может быть инициировано человеком, который опасается за собственное благополучие, здоровье.

То есть допускается, что лицо может самостоятельно дать властное распоряжение о прослушивании и записи переговоров. Срок давности для запроса сведений о переговорах отмечается в диапазоне полугода. Чего нельзя сказать о предыдущем следственном мероприятии.

Допрос, очная ставка, предъявление для опознания, проверка показаний на месте

Допрашивать можно субъектов, которым присвоен процессуальный статус. При установлении определённых фактов и сбора определённых вещественных доказательств, у следователя остаётся единственная задача – узнать подробности дела.

Сверку показаний организовывают до того, как основные процедуры возбуждения произведены. Это своеобразный провоцирующий фактор, который позволяет определить истину в несовпадающих по показаниям фактов.

Предъявление для опознания, представляет собой такой вид манипуляций, которые сопряжены с отождествлением определённых процессуальных субъектов дела. Для презентации подозреваемых приглашаются статисты – специальные участники, которые не привлекаются к иным действиям по делу.

Проверка показаний на месте не соотносится с предварительным следствием. Задачи дознавателя воспроизвести все существенные условия преступления, чтобы можно было соотнести сведения, полученными при допросе с теми сведениями, которые предоставлены в реальных условиях.

Все действия из данной группы подлежат особой классификации:

  • для участия в этих действиях обязательно присутствие специальных участников;
  • цель подобных манипуляций направлена на удостоверение истины.

Исходя из вышесказанного получается, что это самая эффективная разновидность манипуляций, которые производятся на любой стадии процесса.

Производство судебной экспертизы

Проблема производства подобной экспертизы до того как материалы оформлены, скрывается в наименовании экспертизы.

Однако в ряде случаев без проведения таковой невозможно ставить главный вопрос о наличии квалификации. Судебная экспертиза дозволяется судом и её акт исследуется в последующем.

Следует обратить внимание на то, что назначение экспертизы довольно сложный и многоэтапный процесс.

Он содержит в себе:

  • подготовку;
  • определение целесообразности;
  • подготовка вопросов для эксперта от лица, ведущего расследование;
  • установление эффективного вида экспертизы.

Медицинские экспертизы приводятся исключительно до момента возбуждения уголовного дела, если все лица уголовно наказуемого деяния установлены.

Многие следственные манипуляции граничат со стадией возбуждения уголовного дела, но могут быть произведены и до неё исходя из принципов сохранения и обнаружения следов преступления. Каждое отдельное следственное действие, совершённое без возбуждения уголовного дела, но при этом с нарушением процессуальных форм, может явиться серьёзным препятствием к началу уголовного дела.

Ссылка на основную публикацию
Сколько стоит подключение воды к частному дому
Провести воду в частный дом в настоящее время не проблема. Технологии не стоят на месте, и большой выбор сантехнических товаров...
Сколько кубов воды тратит человек
«Расходуйте воду бережно» - на постоянной основе наседают на простого потребителя власти, экологи и ученые, стараясь призвать к сознательному потреблению...
Сколько лет была накопительная часть пенсии
Накопительная пенсия - это ежемесячная пожизненная выплата пенсионных накоплений, сформированных за счет страховых взносов работодателей и дохода от их инвестирования....
Сколько стоит получить инн
В это статье мы расскажем, что такое ИНН и для чего он нужен, как получить ИНН через МФЦ «Мои документы»...
Adblock detector