Сложно ли сдавать профильную математику егэ

Сложно ли сдавать профильную математику егэ

К середине дня 8 июня петицию поддержали более 25 000 человек.

Комментарии к петиции

Оценку происходящему дал Евгений Смирнов изданию Newtonew

Прежде всего, давайте внимательно посмотрим на формулировку петиции: «ввиду немыслимо высокого уровня сложности заданий части С и несоответствия большинства заданий части В типовым заданиям, предоставляемым ФИПИ в интернет-ресурсах и методических материалах по подготовке к ЕГЭ».

Переведём с канцелярита на русский язык и получим следующее: «Мы заучили несколько вариантов из книжек, купленных за 300 рублей в магазине. Почему на экзамене другие задания? И почему это задания в реальном варианте ЕГЭ отличаются от демо-варианта? Срочно вернуть обратно!».

Одна из важнейших задач ЕГЭ — объективная оценка уровня знаний учащихся по соответствующему предмету школьной программы. Объективная оценка подразумевает, что учащийся должен продемонстрировать навыки понимания предмета и умение решать типовые задачи (оценка 3 в школе, 40-60 баллов ЕГЭ), умение решать новые задачи, не требующие никаких специальных навыков, кроме знаний (оценка 4 в школе, 61-80 баллов), умение решать задачи «на подумать» (без специальных знаний, просто на размышления — оценка 5, 81-100 баллов).

Умение запомнить типовые задачи и на экзамене ЕГЭ подставить другие циферки в них никоим образом не относится к объективной оценке знаний. Да, возможно, ЕГЭ — не лучший способ такой оценки, но всё же способ. А способ должен соответствовать цели. Если в ЕГЭ все задания являются типовыми, то в чём тогда глубинный смысл ЕГЭ по математике? Можно всё заменить ЕГЭ по литературе, ведь для прохождения такого экзамена требуется именно навык заучивания, столь замечательно прививаемый (или прививавшийся) на уроках по данному предмету.

Отметим и следующую формулировку петиции: «Учащиеся должны иметь возможность поступления в вуз на базе школьного образования, коего уровня заданий на экзамене по математики предоставлено не было». А вот это уже интересно: получается, что в петиции утверждается, что для решения большей части заданий ЕГЭ школьных знаний не хватает. Попробуем разобраться в этом утверждении. Начнём с варианта Ларина.

Посмотрим, что у нас тут за задания, для решения которых не хватает школьных знаний.

Задание 1: на арифметические действия «вычесть и умножить». 3 класс школьной программы церковно-приходской школы.
Задание 2: доступно ученику 2-3 класса, который понимает, что такое «числа» и «отношение сравнения».
Задание 3: повышенной сложности, оно уже требует знание теоремы Пифагора. 5-6 класс.
Задание 4: на вероятность, притом даже не на формулы, а просто на житейское понимание вероятности. Разумный ученик 5-6 класса решит эту задачу без проблем. Неразумный 11-классник — прочитав одну главу учебника.
Задание 5: 7 класс, на умение подставлять в уравнения и на степени. В 8 классе на информатике мы уже вовсю пользуемся степенями для решения задач на кодирование, которые на порядок сложнее задания №5.
Задание 6: простейшая геометрия, 7 класс.
Задание 7: на определение производной и её геометрический смысл. Даже если школьник этого не знает, задание на 100% типовое и разбиралось 100500 раз, о чём знаю даже я, учитель информатики, а не математики.
Задание 8: 10-11 класс, стереометрия. Простая задача, но может вызвать сложности у людей с отсутствующим пространственным мышлением. Хотя для её решения оно и не сильно нужно.

Пошла вторая часть экзамена, на которую, собственно, и катят бочку в петиции.

Задание 9: на понимание определения логарифма (10 класс). Честно, я не помню ни одной формулы для логарифма, но задачу могу решить практически в уме, просто пользуясь определением.
Задание 10: просто подставить циферки. 7-8 класс.
Задание 11: на проценты. 5-6 класс. В особых случаях, если соображалка не работает, — на составление уравнения, тогда класс повышается до 7-го.
Задание 12: тут нужно уметь брать производную! 11 класс. Хотя, честно говоря, можно тупо построить по точкам и увидеть. Опять же: производная — табличная, которую в 11-ом классе дети решают по сто раз. Абсолютно типовое задание.
Задание 13: задание на подстановку и умение решать квадратное уравнение + грамотно писать ОДЗ. 9 класс!
Задание 14: стереометрия. Традиционно пропускаю, ибо кого она волнует.
Задание 15: задание на подстановку и квадратные уравнения. 9 класс.
Задание 16: простейшая геометрия 8-9 класса на доказательство. Если человек хотя бы чуть-чуть «врубается» в геометрию, задача не составит никакого труда, так как решается практически сразу после построения на бумаге фигуры.
Задание 17: задание на составление и решение квадратного уравнения. 8 класс.
Задание 18: чуть посложнее, требует размышлений на уровне 10-11 класса. Типовое, решалось ранее геометрически. Потенциально может быть нерешаемым для человека, не умеющего думать (оценка 5 из списка выше).
Задание 19: абсолютно типовая задача, ещё более простая, чем в демо варианте. На уровне рассуждений 7-8 класса. Не требует абсолютно ничего, кроме умения логически мыслить, что обязательно для изучения математики.

Итого: потенциально не решить можно стереометрию, которой традиционно мало времени уделяют в школе (задание 14) и уравнение с параметром (задание 18), так как в этом варианте геометрически оно решается существенно сложнее, чем в демо вариантах.

Вопрос: ну и где тут задачи, не входящие в школьную программу? Честно говоря, я даже разочарован уровнем этих задач, так как, на мой субъективный взгляд многие из них (в особенности, последняя) стали даже проще, чем демо. Изменения в задачах по сравнению с демо-вариантом (сравните сами — демо-варианты ЕГЭ 2016, выложенные ФИПИ) минимальны и касаются, в основном, циферок и иногда формулировок.

Читайте также:  Гигиеническое обучение педагогических работников образовательных учреждений

Я не знаю, какие результаты ЕГЭ будут в этом году, хотя я уверен, что чиновники сделают всё возможное, чтобы даже пришедшие на экзамен получили минимальный балл (как это было неоднократно сделано ранее, когда существенно понижался уровень первичных баллов, необходимых для этого), но тенденция начинает просматриваться: детей начинают заставлять сдавать не просто выученный набор задачек, как мы это делаем в школе, а — о боже! — заставляют решать задачки с немного изменёнными условиями (хотя изменения касаются далеко не всех задач и даже не большей части, сравните сами демовариант и этот).

Надеюсь, что да. Надеюсь, что в будущем варианты ЕГЭ новых лет будут кардинально отличаться от демо-вариантов. Надеюсь, что больше не будет типовых задач, которые проверяют не знание предмета, а умение заучить определённый пласт знаний. Надеюсь, что всё больше и больше заданий будут проверять понимание предмета, а не тупое знание формул. Это неизбежно скажется на результатах Единого экзамена, но селяви. Общество обязано понять, что уровень знаний падает, и падает катастрофически. Плохо это или хорошо — решать не мне.

Пора прекращать игру в образование, когда все стороны делают вид, что учат, дети делают вид, что учатся, а по факту мы имеем, что имеем: жалобы и петиции на «кого-то». Хотя начать нужно прежде всего с себя. И вместо заучивания к ЕГЭ объяснять детям в школе простые истины:

→ жизнь несправедлива — это раз;
→ если вы не учитесь, то это — ваша проблема, а не проблема школы или государства, — это два;
→ за свою жизнь отвечаете только вы — это три;
→ прекратите жаловаться на других людей и обстоятельства, а начните с себя — это четыре.

Возможно, тогда образование изменится в лучшую сторону.

Хотите, чтобы баллы вашего класса за профильный ЕГЭ по математике ощутимо превышали средние по стране? Уверены, что слабым школьникам бесполезно объяснять сложные задания? Сильно сомневаетесь, что за обычный школьный урок можно разобрать больше двух-трех задач с развернутым решением?

Тогда самое время познакомиться с пятью наиболее эффективными принципами подготовки к ЕГЭ от репетитора-профессионала, основателя онлайн-школы математики «ЕГЭ. Математика. Профиль» Шеиной Ксении Игоревны.

Важность результатов ЕГЭ для современных школьников трудно переоценить. Поступление в ВУЗ, карьера, да и вся будущая жизнь ученика, так или иначе зависит от баллов, полученных на экзамене. Профильный ЕГЭ по математике — настоящий пропуск в целый мир профессий, профессий востребованных, хорошо оплачиваемых, интересных. Естественно, что выпускники и их родители ожидают от школьных уроков качественной подготовки к ЕГЭ. Но мало кто задумывается, что ЕГЭ проверяет знания за весь курс средней школы, а учитель скован рамками программы 11-го класса, в которой в лучшем случае встречается третья часть всех проверяемых ЕГЭ тем.

Сильная ограниченность во времени, слабый начальный уровень ребят и отсутствие эффективной методики подготовки — серьезные препятствия в работе школьного учителя. Поэтому многие преподаватели даже не берутся за работу над сложными заданиями.

Между тем, даже за последние два года обучения в школе можно качественно улучшить уровень учеников, если грамотно и естественно вписать процесс подготовки в обычную программу занятий. Каждому учителю под силу заложить прочный фундамент знаний, дать четкие алгоритмы работы со сложными заданиями, научить учеников искать собственные ошибки и создать условия для оттачивания навыков на практике.

Предлагаю вам 5 принципов своей работы, которые помогут научить даже самый слабый класс решению сложных задач.

Принцип 1. «Заложите крепкий фундамент»

Бесконечно жаль тратить время и так очень коротких занятий на отработку простейших, элементарных навыков, но именно они — залог будущего успеха ваших учеников! Парадокс состоит в том, что чем больше времени мы потратим на освоение базового набора знаний, тем больше мы его впоследствии сэкономим при решении более сложных заданий. Например, я всегда очень долго и кропотливо учу ребят решать элементарные тригонометрические уравнения, доводя их навыки до автоматизма. Но как только этот с материал станет понятнее, чем дважды два, мы с фантастической скоростью разбираем методы решения более сложных задач. И здесь открывается настоящий простор для экономии времени, как за счет скорости работы с простейшими заданиями, которые всегда встречаются «внутри» сложных, так и за счет возможности разбирать исключительно методы, оставляя их техническую реализацию на дом.

У данного принципа есть и еще одна положительная черта: ребята не только набивают руку, но и приобретают уверенность в себе, своих знаниях и силах, перестают считать себя гуманитариями и начинают действительно понимать предмет.

Принцип 2. «Создайте четкий алгоритм»

Я не раз готовила к ЕГЭ выпускников, не знающих таблицу умножения, не умеющих складывать дроби и не знающих ничего толкового о действиях с отрицательными числами, но ни разу в жизни мне не попадались дети, не умеющие решать квадратные уравнения. И дело тут не в том, что это самый простой раздел математики, а в четкой последовательности действий и большом количестве практики. Когда у ученика есть инструкция по работе с тем или иным заданием, шаги которой он понимает, то успех неизбежен!

Читайте также:  Каких животных можно держать на даче

Для ребят с техническим складом ума соблюдение определенного алгоритма столь же естественно как дыхание. А более творческим натурам они помогут собраться с мыслями, не потерять нить решения и контролировать свои действия на каждом шаге.

Чем ниже уровень ваших учеников, тем проще и конкретнее должна быть описана последовательность действий. Например, один и тот же алгоритм нахождения наибольшего значения функции для учащихся с разным уровнем подготовки можно записать как в две строчки, так и на страницу текста. И в обоих случаях это будет оправдано, ведь первым не нужны излишние подробности, они и та хорошо ориентируются в вопросе, а вторым, наоборот, без пояснений и «разжёвывания» не обойтись.

Принцип 3 «Много практики»

Вопрос с закреплением новых знаний на практике стоит в школе очень остро. Сложные задачи с развернутыми решением, как правило, требуют много времени. Если класс не профильный, то качественно проработать большой объем материала «от и до» за занятие практически нереально. На мой взгляд, неплохой выход из этой ситуации состоит в том, что мы математически грамотно и аккуратно расписываем образец выполнения одного прототипа задания, а затем, уже более бегло, прогоняем метод на 5-10 аналогичных примерах.

Такой подход, кроме экономии времени, позволяет ученикам сконцентрировать все внимание на методе решения и особенностях данного задания, не отвлекаясь на уже знакомые и отработанные действия. Количество заданий, прорешенных за урок, существенно увеличивается. После такой интенсивной работы ученики «привыкают» к данному типу задач, страх перед ними, как перед чем-то новым и неизвестным пропадает.

Принцип 4 «Эффективные методы»

Качество подготовки к экзаменам во многом зависит от методики преподавателя. Я всегда руководствуясь принципом Парето о том, всего 20% знаний дают 80% результата. Поэтому первостепенной задачей является классификация заданий, выбор наиболее распространенных типов и отбор наиболее эффективных методов их решений.

К сожалению, многие полезные приемы, существенно облегчающие процесс решения и экономящие уйму времени, не входят в школьную программу. Например, метод рационализации, который серьезно упрощает работу со сложными логарифмическими, показательным и другими типами неравенств, изучается только в сильных физмат школах. А между тем он намного легче и проще стандартных преобразований. Его применение не только экономит время, но и сокращает количество случайных ошибок по невнимательности. При этом научиться применять его под силу «троечнику» всего за 1-2 урока. А значит вероятность справиться со сложными задачами профиля у ваших учеников увеличивается в разы.

Принцип 5 «Работа над ошибками»

Чтобы качественно подготовиться к ЕГЭ, да и просто освоить математику, нужно научить ребят искать собственные ошибки. Как правило, ученики страдают от невнимательности, часто ошибаются в одних и тех же трудных местах, например, отбрасывая логарифмы с основаниями меньшими единицы забывают поменять знак неравенства или, извлекая корень из числа в квадрате, теряют модуль.

В наших силах «подстелить соломку». Акцентируя внимание ребят на потенциально проблемном месте в ходе решения, раз за разом напоминая, что именно «здесь» стоит быть предельно аккуратным, мы способны существенно снизить частоту таких досадных ошибок. Более того, получая «подозрительные» ответы, знающие свои «слабые» места ученики намного чаще находят ошибки в решении.

Внимание! Мы расскажем о методе рационализации на бесплатном вебинаре «Применение метода рационализации при решении сложных задач ЕГЭ» — регистрируйтесь по ссылке:

ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ НА ВЕБИНАР

Об авторе: Шеина Ксения Игоревна, преподаватель кафедры фундаментальной математики НИУ ВШЭ Нижний Новгород, научный сотрудник лаборатории Топологических методов в динамике. Контакты: группа Онлайн-школы, персональная страница К. Шеиной.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

Есть два уровня ЕГЭ по математике: базовый и профильный. В середине последнего школьного учебного года надо будет определиться, какой из них предпочесть для экзамена. Выбор зависит от того, на какую специальность вы хотите поступить в вуз.

Профильный ЕГЭ придется сдавать тем, кому для успешного преодоления конкурса на выбранную специальность потребуются высокие баллы по математике. Если в списке экзаменов на ваш факультет математики нет, достаточно будет сдать ЕГЭ базового уровня.

В случае если вы завалите ЕГЭ по математике, будет возможность пересдать его в резервный день. Но повторно сдавать профильную математику в этот же год нельзя: вместо этого вам предложат базовый тест.

Секрет подготовки

Трудно ли сдавать ЕГЭ по математике? Если выбран профиль, то справиться с экзаменом, получив хорошие баллы, почти невозможно, не готовясь специально.

Читайте также:  Транзит через ригу нужна ли виза

В отличие от ЕГЭ по русскому языку, к которому каждый может подготовиться, просто ответственно делая домашние задания и внимательно слушая учителя на уроках, математика требует дополнительной работы.

Большинство педагогов рекомендует начинать подготовку к ЕГЭ по математике как можно раньше. Обычно специализированные курсы и программы репетиторов рассчитаны на срок от 6 до 12 месяцев. Если у вас нет возможности ходить в учебный центр или нанять преподавателя, то к усиленным самостоятельным занятиям надо приступать примерно в такие же сроки. У опытного педагога есть программа, по которой он работает с абитуриентами, несколько проверенных пособий и задачников, методика подачи теоретического материала. Вам же придется своимим силами разбираться в теории, проверять решение всех задач и исправлять ошибки, самостоятельно подбирая учебники и задачники.

Самостоятельная работа

Демонстрационные варианты ЕГЭ по математике дадут примерное представление о типах заданий, но не помогут детально разобраться во всех темах. В открытой базе вопросов слишком много, чтобы зубрить способ решения или ответ на каждый из них. Намного полезнее получить системное представление о предмете, изучить перечисленные в кодификаторе темы так, чтобы быть в состоянии решить любую или почти любую задачу. Достичь такого уровня возможно, нужно только захотеть. Читайте учебники и справочники, попросите учителей посоветовать вам хорошие задачники. Не стесняйтесь просить о помощи школьных педагогов, членов семьи, одноклассников, знакомых студентов и специалистов.

Какова цель вашей подготовки

Прежде чем начать подготовку, определите свои цели. Нужно ли вам просто набрать проходной балл или жизненно необходимо сдать ЕГЭ по математике на 90 баллов? От того, в какой вуз вы хотите поступить, зависит выбор уровня – базового или профильного – и стратегия подготовки.

Если вам достаточно сдать базовый ЕГЭ по математике на 3, сначала сосредоточьтесь на подготовке по тем темам, которые даются относительно легко. Рассчитайте, сколько нужно сделать заданий, чтобы набрать нужный балл (на тройку хватит семи). Решайте уравнения и неравенства, а также задачи на проценты – часто на школьных уроках им уделяется недостаточно внимания. Обязательно попробуйте разобраться в новых для себя темах – скорее всего, у вас останется на это время. Пусть у вас будет запас верно выполненных заданий на случай, если вы не заметите на экзамене какую-нибудь ошибку и за нее снимут баллы.

Тот, кто сдает профильный ЕГЭ по математике, поставил перед собой цель, достойную уважения. Чтобы ее достичь, придется много заниматься, даже если нет проблем с математикой в школе. Но все равно опытные педагоги рекомендуют начинать подготовку с повторения и отработки базовых знаний умений.

Каким заданиям нужно уделить больше времени

ЕГЭ по математике состоит из заданий четырех типов: базовых, алгебраических, геометрических и повышенной сложности.

Постройте свою подготовку так, чтобы охватить все темы, входящие в ЕГЭ. Составьте себе программу, переходите от тех тем и заданий, которые даются проще всего, к самым сложным. Не забывайте о повторении, чередуйте его с изучением новых тем. Уделяйте внимание теории, ведь вам важно разобраться в материале, а не зазубрить.

На предпоследнем этапе подготовки уделите время заданиям повышенной сложности. Вы заметите, что они уже не кажутся невыполнимыми, потому что любое из них можно свести к нескольким простым, для решения которых хватит тех знаний, которые у вас уже есть.

Последним этапом подготовки педагоги рекомендуют сделать "контрольное" решение демонстрационных вариантов ЕГЭ, чтобы выявить "слабое звено" в системе знаний. Если все еще остаются пробелы, все внимание надо сосредоточить на их устанении.

Работа с демонстрационными тестами нужна еще для того, чтобы знать, сколько времени уходит на выполнение того или иного задания. "Предварительные замеры" помогут выработать стратегию поведения на ЕГЭ и просчитать, какие задания и в каком порядке выполнять, чтобы успеть сделать как можно больше. Не забывайте, что обязательно нужно перепроверить все ответы. Если ваша цель – набрать проходной балл, все равно для подстраховки сделайте на несколько заданий больше, чем планировали. Если поставлена задача сдать ЕГЭ по математике на 90 баллов и выше, постарайтесь ответить на все вопросы. Даже если не уверены в ответе, но у вас нет другого варианта, вносите в бланк полученный результат. Есть шанс, что он окажется верным и принесет несколько дополнительных баллов.

Рекомендации от репетиров

Не слушайте учителей, которые считают этот экзамен тяжелейшим испытанием, после которого выживают немногие. Действительно, он не из легких, но успешно сдать ЕГЭ по математике можно. Помните, что КИМ составляются так, чтобы соответствовать школьной программе и быть по силам любому старшекласснику. Чем лучше вы подготовлены, тем больше шансов решить все задания правильно, и тем увереннее вы себя чувствуете. Волнение перед экзаменом – это совершенно нормально, только не позволяйте тревоге отнимать все ваши силы и время. Планируйте занятия разумно, соотнося их со школьным расписанием, графиком посещения спортивных секций или творческих кружков — не забывайте об отдыхе, движении, общении с семьей и друзьями.

Правильный настрой поможет сдать ЕГЭ относительно легко. Ни пуха, ни пера!

Ссылка на основную публикацию
Сколько стоит подключение воды к частному дому
Провести воду в частный дом в настоящее время не проблема. Технологии не стоят на месте, и большой выбор сантехнических товаров...
Сколько кубов воды тратит человек
«Расходуйте воду бережно» - на постоянной основе наседают на простого потребителя власти, экологи и ученые, стараясь призвать к сознательному потреблению...
Сколько лет была накопительная часть пенсии
Накопительная пенсия - это ежемесячная пожизненная выплата пенсионных накоплений, сформированных за счет страховых взносов работодателей и дохода от их инвестирования....
Сколько стоит получить инн
В это статье мы расскажем, что такое ИНН и для чего он нужен, как получить ИНН через МФЦ «Мои документы»...
Adblock detector