Социальные гарантии при увольнении

Социальные гарантии при увольнении

До сих пор многие компании проводят сокращение персонала. А некоторые и вовсе вынуждены закрыться. Индивидуальные предприниматели — не исключение. В итоге работникам приходится обращаться в службу занятости, регистрироваться в качестве безработных и получать пособие по безработице. Ранее размер пособия для бывших работников организаций и индивидуальных предпринимателей различался. Федеральным законом от 27.12.2009 N 367-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (далее — Закон N 367-ФЗ) законодатель уравнял работников индивидуального предпринимателя в праве на пособие по безработице.

До принятия Закона N 367-ФЗ вопрос правомерности установления размера пособия по безработице бывшим работникам индивидуального предпринимателя, уволенным по любым основаниям, в меньшем размере, чем работникам, уволенным из организаций, был рассмотрен Конституционным Судом.

В Постановлении от 22.10.2009 N 15-П КС РФ указал, что правовое регулирование занятости населения и защиты от безработицы должно обеспечивать лицам, временно лишившимся работы и, следовательно, заработка, трудового дохода, эффективную государственную защиту, направленную на поддержание по крайней мере минимально необходимого для удовлетворения жизненно важных потребностей уровня материального достатка и на содействие в трудоустройстве, на равных основаниях. Основной формой такой защиты является выплата в течение установленного срока пособия по безработице, целевое назначение которого, как отметил КС РФ, состоит в том, чтобы предоставить гражданину временный источник средств к существованию (Постановление от 16.12.1997 N 20-П).

Проанализировав нормы Закона от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее — Закон N 1032-1), суд пришел к выводу, что положения ст. ст. 30, 32 — 34 данного Закона не позволяют начислять гражданам, состоявшим в трудовых отношениях с индивидуальными предпринимателями, пособие по безработице по тем же правилам, по которым оно начисляется гражданам, уволенным из организаций (пропорционально среднемесячному заработку). Тем самым эти нормы лишают их права на получение пособия по безработице в максимальном размере.

Кроме этого, п. 2 ст. 32 Закона N 1032-1 не предусматривал для граждан — бывших работников индивидуального предпринимателя и возможность досрочного выхода на пенсию. Получается, что таким работникам меры социальной поддержки в связи с безработицей предоставлялись в меньшем объеме, чем гражданам, уволенным из организаций. А это противоречит принципу равенства, закрепленному в ст. 19 Конституции РФ, и нарушает права, гарантированные ее ч. 2 ст. 7, ч. 3 ст. 37 и ч. 2 ст. 39.

В итоге разбирательств КС РФ пришел к выводу о необходимости изменения норм Закона N 1032-1 для устранения неравенства граждан в сфере социальной защиты от безработицы. И в конце 2009 г. был принят Закон N 367-ФЗ.

Изменения в размере пособия по безработице

Напомним, что ранее согласно Закону N 1032-1 гражданам, уволенным из организаций в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, а также по иным основаниям, не связанным с совершением ими виновных действий, пособие по безработице устанавливалось в процентном отношении к их среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, если в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, они имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель (п. 1 ст. 30 Закона N 1032-1), но во всех случаях не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже его минимальной величины (п. 1 ст. 33 Закона N 1032-1). Стоит отметить, что гражданам, чьими работодателями являлись индивидуальные предприниматели, независимо от основания увольнения пособие по безработице устанавливалось в соответствии с п. 1 ст. 34 Закона N 1032-1 в размере минимальной величины пособия по безработице (В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.11.2009 N 926 "О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2010 год" минимальная величина пособия составляет 850 руб.), который мог существенно отличаться от размера пособия, выплачиваемого гражданам, уволенным из организаций.

Согласно внесенным Законом N 367-ФЗ в ст. 30 Закона N 1032-1 изменениям теперь работникам, уволенным, в частности, в связи с прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем или сокращением численности его работников (п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) по основаниям, не связанным с совершением ими виновных действий, пособие по безработице будет назначаться в процентном отношении к среднему заработку.

Стоит обратить внимание на изменение величины пособия по безработице работникам, уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, а также гражданам, впервые ищущим работу или стремящимся возобновить трудовую деятельность. Ранее пособие таким категориям безработных устанавливалось в кратном отношении к минимальной величине пособия по безработице. Новая редакция п. 2 ст. 30 Закона N 1032-1 предусматривает, что указанные граждане смогут получать минимальный размер пособия.

На основании изменений в ст. 33 Закона N 1032-1 пособие по безработице сможет получать любой работник, уволенный и из организации, и индивидуальным предпринимателем (В силу абз. 3 ст. 2 Закона N 1032-1 под индивидуальными предпринимателями понимают не только зарегистрированных в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей физических лиц, но и нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, и иных лиц, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию.) по основаниям, не связанным с его виновными действиями, если в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, он имел оплачиваемую работу:

— не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели);

— на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей).

При этом в первом (12-месячном) периоде выплаты производятся в следующих размерах:

Читайте также:  Как оформить больничный по беременности и родам

— в первые 3 месяца — в размере 75% среднемесячного заработка работника (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы);

— в следующие 4 месяца — в размере 60%;

— в дальнейшем — в размере 45%.

Во втором (12-месячном) периоде выплаты производятся в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента.

Изменения в назначении пенсии

Раньше в соответствии с п. 2 ст. 32 Закона N 1032-1 по предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам, не достигшим возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин, уволенным в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников, с их согласия могла назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста. При этом указанные категории граждан должны были иметь страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно, а также необходимый стаж на соответствующих видах работ, дающий им право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, предусмотренной ст. ст. 27 и 28 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее — Закон N 173-ФЗ).

То есть раньше возможность досрочного выхода на пенсию была предоставлена только тем безработным гражданам, которые были уволены из организаций; граждане же, работодателями которых являлись индивидуальные предприниматели, при прочих равных условиях этой возможности были лишены. В итоге получение пенсии до достижения установленного законом возраста в качестве меры социальной защиты от безработицы было поставлено в зависимость от того, с каким работодателем безработный гражданин состоял в трудовых отношениях непосредственно перед увольнением.

Снижение уровня социальной защиты безработных граждан в части досрочного назначения трудовой пенсии по старости, работодателями которых являлись индивидуальные предприниматели, по сравнению с гражданами, уволенными из организаций, было устранено Законом N 367-ФЗ. В частности, с внесением изменений в п. 2 ст. 32 данного Закона предоставлено право досрочного выхода на пенсию и работникам, уволенным в связи с прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем или сокращением численности его работников.

При этом изменился и размер устанавливаемой пенсии по старости. Раньше он определялся в соответствии со ст. 14 Закона N 173-ФЗ по нормам базовой и страховой частей трудовой пенсии. При этом пункты этой статьи, устанавливающие особенности начисления пенсии лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, не учитывались.

Согласно новой редакции п. 2 ст. 32 Закона N 1032-1 размер трудовой пенсии, назначаемой досрочно, будет определяться только по нормам страховой части трудовой пенсии по старости с учетом указанных особенностей, но при этом не будут приниматься во внимание п. п. 21 — 25 ст. 14 Закона N 173-ФЗ, которые исключают расчет накопительной части трудовой пенсии на этот период.

Таким образом, Закон N 367-ФЗ устранил неравенство граждан в сфере социальной защиты от безработицы в части определения размера пособия по безработице работникам, уволенным по основаниям, предусмотренным п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, и в части назначения пенсии до наступления установленного законом возраста. Теперь бывшие работники индивидуальных предпринимателей имеют право получать пособие по безработице в процентном отношении к средней заработной плате, как и бывшие работники организаций, а также им предоставлена возможность досрочного ухода на пенсию.

При увольнении работников по отдельным основаниям законодательство предусматривает выплату им выходного пособия. В соответствии с ч. 1 ст. 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (п. 1 ст. 81 ТК РФ) либо сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ст. 81 ТК РФ) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним также сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения, но при этом в данный срок входит время, за которое выплачено месячное выходное пособие. На основании ч. 2 ст. 178 ТК РФ за указанными работниками сохраняется средний заработок и за третий месяц со дня увольнения по решению соответствующего органа службы занятости, но за счет средств работодателя, если работник в двухнедельный срок со дня увольнения обратился в данный орган службы занятости, но не был им трудоустроен. В данном случае в качестве гарантий выступают: 1) сохранение за работником среднего заработка на установленный законодательством период, прошедший после увольнения; 2) сохранение страхового стажа за период, за который выплачена средняя заработная плата уволенному лицу; 3) сохранение за работником преимущественного права на трудоустройство при сокращении численности или штата работников организации в течение всего периода сохранения за ним заработка на период трудоустройства, так как в указанный период за работодателем не только сохраняется обязанность по сохранению за работником среднего заработка, но и по принятию мер по трудоустройству уволенного.

Выходное пособие выплачивается работнику в размере двухнедельного заработка при увольнении: в связи с несоответствием занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению данной работы (пп. "а" п. 3 ст. 81 ТК РФ); в связи с призывом работника на военную службу или направлением его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу (п. 1 ст. 83 ТК РФ); в связи с восстановлением на работе работника, ранее выполнявшего эту работу (п. 2 ст. 83 ТК РФ); в связи с отказом работника от перевода в связи с переездом работодателя в другую местность (п. 9 ст. 77 ТК РФ).

Читайте также:  Как узаконить металлический гараж без документов

В данном случае в качестве гарантий выступают: 1) сохранение за работником в течение двух недель со дня увольнения среднего месячного заработка; 2) сохранение за работником в течение двух недель со дня увольнения страхового стажа в связи с выплатой за этот период среднего месячного заработка; 3) сохранение за работником права в течение двух недель со дня увольнения на трудоустройство у того же работодателя при наличии соответствующих вакансий и устранения препятствий для выполнения работы.

При увольнении по сокращению численности или штата работников организации гарантируется преимущественное право на оставление на работе. В соответствии с п. 1 ст. 179 ТК РФ данное право в первую очередь предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией. При равной производительности труда и квалификации применяются следующие критерии для решения вопроса о наличии или отсутствии преимущественного права на оставление на работе: 1) наличие двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию); 2) отсутствие в семье увольняемого работника других работников с самостоятельным заработком; 3) получение в данной организации трудового увечья или профессионального заболевания; 4) наличие инвалидности в связи с участием в Великой Отечественной войне или в боевых действиях по защите Отечества; 5) повышение квалификации по направлению работодателя без отрыва от производства. В коллективном договоре могут быть указаны и другие категории работников, пользующихся преимущественным правом на оставление на работе при равной производительности труда и квалификации. В данном случае в качестве гарантий выступают: 1) сохранение за работником права на оставление на работе при наличии перечисленных в законодательстве критериев; 2) возникновение права на оставление на работе в первую очередь в связи с более высокой производительностью труда или квалификацией; 3) применение перечисленных в законодательстве критериев, а затем и предусмотренных в коллективном договоре в случае равенства у работников, подлежащих увольнению по данному основанию, производительности труда и квалификации для решения вопроса о наличии или отсутствии преимущественного права на оставление на работе. При этом право на оставление на работе может получить работник, у которого имеются несколько оснований, дающих преимущество для продолжения трудовых отношений.

В соответствии с ч. 1 ст. 180 ТК РФ при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность), соответствующую квалификации работника.

На основании ч. 2 ст. 180 ТК РФ работодатель обязан предупредить работника о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией, сокращением численности или штата работников организации персонально под расписку не менее чем за два месяца до увольнения.

В ч. 3 ст. 180 ТК РФ работодателю предоставлено право с письменного согласия работника расторгнуть трудовой договор по указанным основаниям без предупреждения за два месяца об увольнении с одновременной выплатой дополнительной компенсации в размере двухмесячного среднего заработка работника. Помимо данного пособия работнику выплачивается выходное пособие в размере месячного заработка, за ним сохраняется заработок за второй, а в предусмотренных законодательством случаях и за третий месяц трудоустройства. То есть в подобной ситуации у работника может возникнуть право на получение от работодателя средней заработной платы в течение пяти месяцев со дня увольнения, что влечет возникновение у работодателя и обязанности по предоставлению работнику в течение указанного срока сведений об имеющихся у него вакансиях с целью выполнения обязанности по трудоустройству работника в организации. В данном случае в качестве гарантий выступают: 1) сохранение за работником права на трудоустройство в той же организации на вакантные должности или работу, соответствующую квалификации работника в течение всего срока получения работником от работодателя среднего месячного заработка; 2) наличие права на получение информации об увольнении по указанным основаниям не позднее чем за два месяца до его проведения; 3) сохранение среднего заработка дополнительно в течение двух месяцев при несоблюдении работодателем сроков предупреждения об увольнении. Причем выплата дополнительного пособия в размере двухмесячного заработка не поставлена в зависимость от того, насколько работодателем нарушены сроки предупреждения. В связи с чем при нарушении срока предупреждения и проведении досрочного увольнения работник получает право на получение дополнительного двухмесячного пособия.

Перечисленным работникам гарантируется выплата среднего заработка за указанные периоды в установленные законодательством сроки. В частности, при увольнении без соблюдения сроков предупреждения работнику в момент прекращения трудовых отношений выплачиваются выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также дополнительное пособие в размере его двухмесячного заработка, то есть работнику гарантируется одновременное получение среднего заработка за три месяца. Сохранение заработка на период трудоустройства производится путем выплат в дни выдачи работникам заработной платы в организации за соответствующий период. Нарушение сроков выплаты среднего месячного заработка является основанием для привлечения работодателя к ответственности по ст. 236 ТК РФ, предусматривающей выплату процентов за каждый день просрочки выплаты причитающихся сумм, в том числе и выступающих в качестве гарантий.

В соответствии со ст. 181 ТК РФ при расторжении трудового договора с руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером в связи со сменой собственника организации новый собственник обязан выплатить увольняемым пособие в размере не менее трех месячных заработков работника. Данная выплата также должна быть произведена в момент увольнения работника. Нарушение сроков и в данном случае является поводом для выплаты увольняемому процентов, предусмотренных в ст. 236 ТК РФ.

Читайте также:  Кадастровая карта приморского края официальный сайт

По отношению к названным работникам в качестве гарантий выступают: 1) сохранение среднего заработка за три месяца после увольнения; 2) включение периодов, за которые выплачена средняя заработная плата, в страховой стаж; 3) сохранение возможности продолжить трудовые отношения путем заключения трудового договора по имеющимся вакансиям, соответствующим квалификации увольняемого работника. Названным работникам не может быть необоснованно отказано в заключении трудового договора по имеющимся в организации вакансиям, работа по которым соответствует имеющимся у них профессиональным навыкам.

Нами рассмотрены основные гарантии, которые предоставляются работникам при прекращении с ними трудового договора.

1. Увольняюсь с военной службы по окончанию контракта возраст 45 лет, звание полковник, вылуга более 27 календарных лет, буду ли я и члены моей семьи иметь право на бесплатное медицинское обслуживание, санаторно-курортое лечение и бесплатный проезд в санаторий и обратно.

2. При увольнении положено ли мне 7 окладов денежного содержания.

1) Да, будете. Компенсацию проезда можно будет получить только по возвращении из санатория. Бесплатный проезд в муниципальном и пригородном транспорте есть только у самого военного пенсионера.

2) Семь окладов полагается всем военнослужащим, прослужившим 20 и более лет.

В соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которого составляет менее 20 лет, при увольнении с военной службы выплачивается единовременное пособие в размере двух окладов денежного содержания, а военнослужащему, общая продолжительность военной службы которого составляет 20 лет и более, выплачивается единовременное пособие в размере семи окладов денежного содержания.

В соответствии с п. 140 Приказа Министра обороны РФ от 30 декабря 2011 г. N 2700 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации" выслугу лет военнослужащих для выплаты пособия засчитываются в календарном исчислении периоды военной службы, указанные в пункте 1 постановления Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941.

У Вас в календарном исчислении выслуга более 27 лет, поэтому выплачивается 7 окладов.

Согласно п. 4 ст. 16 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций или военных образовательных организаций высшего образования), и члены семей военнослужащих-граждан имеют право на санаторно-курортное лечение и организованный отдых в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, за плату в размере полной стоимости путевки, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Стоимость путевки устанавливается указанными федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами. Указанным военнослужащим и членам их семей (за исключением членов семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, и поступивших на военную службу по контракту после 1 января 2004 года) при направлении в санатории на медицинскую реабилитацию после лечения в стационарных условиях в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии дополнительно предоставляются бесплатные путевки.

В соответствии с п. 5 ст. 16 данного закона права и социальные гарантии военнослужащих и членов их семей, указанные в пунктах 2 — 4 настоящей статьи, распространяются на офицеров, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения и на членов их семей. При этом указанные граждане оплачивают путевки на санаторно-курортное лечение или организованный отдых в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в размере 25 процентов, а члены их семей — 50 процентов стоимости путевки, установленной указанными федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами в соответствии с абзацем первым пункта 4настоящей статьи.
То есть, лечение (норму не стал приводить) бесплатное, санаторно-курортное лечение для Вас и семьи льготное, но не полностью бесплатное.

В соответствии с. п. 5 этого же закона офицеры, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом на лечение в медицинской организации в стационарных условиях в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии или в санаторно-курортные организации и оздоровительные организации и обратно (один раз в год).

То есть, бесплатно, если есть заключение ВВК.

Ссылка на основную публикацию
Со скольки можно работать детям в россии
Многие успешные люди на Западе рано начали работать (см. «Сколько миллиардеры зарабатывали в детстве»). Теперь они с гордостью рассказывают о...
Сколько стоит подключение воды к частному дому
Провести воду в частный дом в настоящее время не проблема. Технологии не стоят на месте, и большой выбор сантехнических товаров...
Сколько стоит получить инн
В это статье мы расскажем, что такое ИНН и для чего он нужен, как получить ИНН через МФЦ «Мои документы»...
Со скольки лет продают пневматику
Правовой форум: ПДД, ГИБДД, ДТП Объединенный — Выбор и приобретение — Общие вопросы — Гараж — Страхование — Музыка в...
Adblock detector