Согласно федеральному закону об образовании образование это

Согласно федеральному закону об образовании образование это

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

1) образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;

2) воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;

3) обучение — целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;

4) уровень образования — завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований;

5) квалификация — уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности;

6) федеральный государственный образовательный стандарт — совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

7) образовательный стандарт — совокупность обязательных требований к высшему образованию по специальностям и направлениям подготовки, утвержденных образовательными организациями высшего образования, определенными настоящим Федеральным законом или указом Президента Российской Федерации;

8) федеральные государственные требования — обязательные требования к минимуму содержания, структуре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам, утверждаемые в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченными федеральными органами исполнительной власти;

9) образовательная программа — комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов;

10) примерная основная образовательная программа — учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы;

11) общее образование — вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования;

12) профессиональное образование — вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности;

13) профессиональное обучение — вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий);

14) дополнительное образование — вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования;

15) обучающийся — физическое лицо, осваивающее образовательную программу;

16) обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;

17) образовательная деятельность — деятельность по реализации образовательных программ;

18) образовательная организация — некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана;

19) организация, осуществляющая обучение, — юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности;

20) организации, осуществляющие образовательную деятельность, — образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;

21) педагогический работник — физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности;

22) учебный план — документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся;

23) индивидуальный учебный план — учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;

24) практика — вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью;

25) направленность (профиль) образования — ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы;

26) средства обучения и воспитания — приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности;

27) инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

28) адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;

29) качество образования — комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы;

30) отношения в сфере образования — совокупность общественных отношений по реализации права граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ (образовательные отношения), и общественных отношений, которые связаны с образовательными отношениями и целью которых является создание условий для реализации прав граждан на образование;

31) участники образовательных отношений — обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность;

Читайте также:  Какой кредит лучше взять для покупки квартиры

32) участники отношений в сфере образования — участники образовательных отношений и федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения;

33) конфликт интересов педагогического работника — ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

34) присмотр и уход за детьми — комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.

Комментарий к Ст. 2 закона «Об образовании в Российской Федерации»

Комментируемая статья 2 Закона Об образовании России является новацией образовательного законодательства, поскольку знаменует появление дефинитивного аппарата, определяющего наиболее значимые для всей образовательной сферы понятия. До настоящего времени образовательные законы аналогичных положений в своих нормах не содержали. Следует отметить, что наличие в законодательстве терминов, применяемых для целей нормативного акта, значительно упрощает его использование в рамках толкования отдельных норм и положений.

Как говорили древние: "определите термины, — и вы избавите себя от огромного количества споров". В соответствии с традициями современного законотворчества, авторы определяют основные термины, применяемые в данном нормативном акте, по смыслу, отличающемуся от общепринятого. Поэтому перед нами стоит непростая задача: дать вторичное толкование терминов и разъяснить читателю, что именно имели в виду авторы, определяя смысл того или иного понятия. Всего в статье представлено 34 понятия, не все из которых нуждаются в комментарии. Соответственно, стоит задача не столько объяснить то, что уже объяснено, а акцентировать внимание читателя на важнейших аспектах смысла того или иного понятия.

Итак, образование (п. 1). По сути, определение восполняет пробел предшествующих 20 лет, когда вместе с идеологией из процесса образования было практически полностью исключено воспитание. Эта ошибка привела к трагическим последствиям для подрастающего поколения и не только для него. Сегодня эта ошибка исправлена и образование определено как целенаправленный процесс воспитания и обучения. Второй важный компонент этого ключевого термина заключается в понимании цели обучения. Выше уже отмечено, что обучение осуществляется не только в интересах отдельного человека, но носит публичный характер (подробнее см. комментарий к ч. 1 статьи 1 Закона Об образовании в Российской Федерации). Здесь прямо указаны потребители процесса обучения: человек, семья, общество и государство. Также в комментируемом определении выделено содержание образования, не как получение бессистемных знаний, а совокупность знаний, умений, навыков и практического опыта. Ещё Ф. Энгельс писал: "Суха теория, — зелено древо жизни". Таким образом, для получения законченного образования мало только теоретических знаний, необходимы ещё практические навыки, на выработку которых у обучаемых и нацелено образование. Наконец, цель получения образования — формирование не просто человека, обладающего пусть и комплексом теоретических знаний и практических навыков, а комплексно подготовленной, самодостаточной личности, способной применить свои знания на практике, в самостоятельной жизни и практической деятельности.

Далее в комментируемой статье раскрывается содержание компонентов образования в виде воспитания и обучения. Причём воспитание (п. 2) поставлено выше образования, с выделением в личности человека элементов самоопределения и социализации, что требует, определенных пояснений. Самоопределение или самосознание предполагает, что только адекватно воспитанный применительно к потребностям данного общества человек, в состоянии правильно определить своё место в жизни, без самоуничижения и переоценки своей значимости, что одинаково негативно воспринимается обществом и самим человеком.

Что касается социализации, то давно ещё отмечено: "Жить в обществе и быть вне общества нельзя". Несмотря на бранный характер, который приобрело это понятие в нашей повседневной жизни, социализированный в точном значении слова означает "товарищеский, общественный".*(9) Таким образом, это означает вписанность в окружающую общественную среду. Это приобретает особый смысл, поскольку человек, получивший образование, невольно меняет круг общения, интересов, принадлежность к социальному классу, группе. Поэтому очень важно в процессе воспитания привить ему навыки нового общения. Причём, подчеркнём, что это делается опять-таки в интересах человека, семьи, общества и государства.

Возвращаясь к уточнению понятию обучения (п. 3), помимо отмеченных выше признаков этого процесса как процесса образования, необходимо отметить, что одной из задач обучения является формирования у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни. Такая мотивация обусловлена постоянно меняющимися условиями жизни и ускорением процесса её эволюции. Карл Ясперс ещё в прошлом веке заметил: "В наше время нужно очень быстро бежать, — чтобы оставаться на месте".

Следующий термин, получивший пояснение в комментируемой статье 2 Закона Об образовании в Российской Федерации — это уровень образования (п. 4). Под ним в смысле комментируемого Закона понимается завершённый цикл образования. Отныне в прошлое уходят понятия "неполное или неоконченное высшее" и им подобные определения. Цикл обучения может быть только полным, подтверждённым соответствующим документом об образовании. Во всех остальных случаях признаётся только предшествующий уровень образования. Иными словами, академическая справка, выданная ВУЗом своему бывшему студенту, позволяет только продолжить процесс получения высшего образования в другом ВУЗе, но не подтвердить уровень образования.

Понятие "квалификация" (п. 5), несмотря на отсутствие в его определении обязательного требования о наличии у лица документа установленного образца, подтверждающего её уровень, по смыслу означает готовность к выполнения той или иного вида профессиональной деятельности.

Термин "федеральный образовательный стандарт" (п. 6) изначально использован в ч. 5 ст. 43 Конституции и означает установлением государством неких общих требований к совокупности знаний, умений, навыков и компетенций, характеризующих определённый вид профессиональной деятельности, утверждённый Министерством образования и науки Российской Федерации.

Следующее за ним понятие "образовательный стандарт" (п. 7), означает совокупность обязательных требований к высшему образованию. Можно спорить с авторами Закона о том, насколько оно отражает суть, но, как говорится, "о терминах не спорят, — их определяют". Отличие стандартов этого вида от предыдущего состоит в том, что его содержание утверждается комментируемым Законом или указом Президента России. Получается, что стандарт, охватывающий меньший объём знаний, умений, навыков и компетенций, имеет более высокий юридический статус.

Понятие "федеральные государственные требования" (п. 8) означают требования к минимуму содержания дополнительных профессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по ним, утверждённым Министерством образования и науки Российской Федерации.

В конце концов сама "образовательная программа" (п. 9) включает в себя комплекс обязательных элементов: объём, содержание, планируемые результаты, формы аттестации, календарный учебный график, рабочие программы, а также иные компоненты. Обращаем внимание читателей, что перечень элементов учебной программы является открытым, то есть предусматривает возможность её дополнения, что превращает её в примерную программу (п. 10). Причём, необходимо отметить, что несмотря на 20-летнюю дискуссию и критику со стороны образовательного сообщества, включая членов Российской академии образования, данный пункт Закона, вслед за своим предшественником, трактует примерную образовательную программу как комплекс образовательных услуг. На наш взгляд, такой подход противоречит смыслу Конституции России и логике развития юридических отношений. Если одна сторона, в данном случае — физическое лицо, имеет на что-то право, то другая сторона общественного отношения — государство обязано это право обеспечить. Обеспечение этого право никак не может выглядеть в форме услуги (услужающий — прислуживающий кому-либо лакей).*(10) Тем более что выше в этой же статье говорится об обучении и воспитании (п. 1-3), осуществляемом не только в интересах отдельных лиц, но и всего общества и государства в целом.

Читайте также:  Где оформить молочную кухню на ребенка

Причём далее, в нарушение всякой логики, конфликт интересов педагогического работника (п. 33) определяется как личная его заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества в отношениях между интересами работника и обучающегося. Как будто качество обучения не зависит от размера и формы оплаты труда педагога!

Также авторы комментируемого Закона пытаются определить понятие "средства обучения и воспитания" (п. 26) путём их перечисления. Несмотря на то что перечень конкретных средств открытый, такой подход вряд ли можно признать разумным. На наш взгляд, главным в этом определении всё же является указание на то, что это "материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности".

Есть в комментируемой статье 2 и ещё один спорный термин — это "инклюзивное образование" (п. 27), которое по мысли его авторов означает равнодоступное для всех обучающихся образование. В то же время, термин "инклюзивный" означает: "распространяющийся на широкий круг предметов (антоним эксклюзивный)".*(11) Такое увлечение иноязычными терминами в ущерб здравому смыслу вряд ли можно поддержать.

То же можно сказать и об адаптивной (приспособленной по первоначальному смыслу Ю.Д.) программе для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (п. 28). Представляется, что для таких обучаемых необходимо не приспосабливать общую образовательную программу, а разрабатывать специальную, соответствующих их возможностям и способностям.

Закон об образовании в РФ – 273 ФЗ, принятый Государственной Думой 21 декабря 2012 года, он полностью регулирует сферу образования в нашей стране. Для руководителей образовательных учреждений этот документ является настольной книгой, своего рода Библией, которую они обязаны знать и неукоснительно соблюдать все положения. Желательно, чтобы и родители, и учащиеся различных образовательных учреждений также познакомились с основными положениями Закона.

К сожалению, в рамках одной статьи невозможно разобрать подробно весь Закон, каждый его пункт. Мы разберем ключевые, самые важные положения, которые могут помочь многим потребителям образовательных услуг, т. к. Федеральный Закон «Об образовании в РФ» применяется в детских садах, школах, колледжах, университетах и др.

Основные понятия

Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения личности, совокупность приобретаемых знаний, умений, опыта, нравственных ценностей, установок. Цель – формирование всесторонне развитого гражданина, имеющего высокое интеллектуальное, физическое, культурное, духовно-нравственное развитие.

Ошибочно полагать, что образование заключается только в получении информации. Здесь мы неверно оперируем терминами.

Обучение – целенаправленное приобретение знаний, умений, навыков.

Воспитание – процесс, направленный на духовно-нравственное развитие личности, в результате которого должно произойти освоение общепринятых правил и норм.

Образование включает в себя обучение (приобретение знаний и умений), воспитание (освоение общепринятых норм), физическое развитие.

Педагог: понятие, требование к образованию

Педагогический работник – это лицо, которое осуществляет образовательный процесс. Он состоит в трудовых отношениях с образовательной организацией, выполняет определенные должностные обязанности, получая за это заработную плату. До того как ФЗ Закон «Об образовании в РФ» был принят, не было на законодательном уровне каких-либо ограничений для принятия на должность учителя в школе, воспитателя в детском саду. В школе вполне нормально было увидеть учителем человека, который сам с трудом ее закончил в свое время. При отсутствии профессиональных кадров, при низкой оплате труда учителей мало кто шел в педагогические вузы. Проблему усугубляет очень низкий процент выпускников, решивших связать свою жизнь с образовательными учреждениями.

Сегодня ситуация иная: закон «Об образовании в РФ» устанавливает запрет заниматься педагогической деятельностью лицам, не имеющим соответствующей квалификации. В ст. 46 Закона прямо установлено, что право быть работником образования имеет лицо, которое закончило среднее специальное или высшее учебное заведение. Одного образования недостаточно. Необходимо еще будет пройти дополнительную специализацию «Педагогика», если вуз или ссуз претендента не педагогический.

Документ об образовании

Закон «Об образовании в РФ» предполагает выдачу подтверждающих документов (аттестат, диплом) за прохождение следующих ступеней образования:

  1. Основное общее.
  2. Среднее общее.
  3. Начальное профессиональное.
  4. Средее профессиональное.
  5. Высшее образование – бакалавриат.
  6. Высшее образование – специалитет.
  7. Высшее образование – магистратура.

Система образования

Закон «Об образовании РФ» (последняя редакция) содержит иерархию основных компонентов в единой системе образования:

  1. Федеральные государственные стандарты и инструкции – это нормативные документы, по которым обязаны осуществлять образовательную деятельность школы, институты, колледжи и др. Не имеет значение статус образовательной организации: коммерческая, бюджетная, казенная – если она имеет лицензию на выдачу соответствующих документов, то обязана осуществлять обучение на основе стандартов.
  2. Непосредственная реализация обучения: образовательные организации, педагогические сотрудники, обучающиеся, законные представители.
  3. Федеральные государственные органы, органы власти субъектов, осуществляющих контроль. Главная роль принадлежит Федеральной государственной службе по надзору в сфере образования (Рособрнадзор). В регионах эту функцию выполняют министерства образования регионов. Они следят за выполнением государственных стандартов в образовательных учреждениях.
  4. Организации, обеспечивающие образовательную деятельность. В районах финансированием бюджетных школ занимаются районные комитеты по образованию. Также они проводят оценочную деятельность на подконтрольной территории всех школ.
  5. Объединения физических или юридических лиц, осуществляющих образовательную деятельность. Ярким примером служит профсоюз педагогических работников.

Цели федеральных государственных стандартов

Федеральный Закон «Об образовании в РФ» ключевое место отводит федеральным государственным стандартам. Они выполняют следующие задачи:

  1. Единство образования. Из этого следует, что на территории всей страны учащиеся получают идентичный уровень образования, что означает равенство возможностей.
  2. Преемственность. Несмотря на динамичное развитие и реформирование системы образования, введение новых стандартов и требований, ключевая задача — сохранить преемственность. Нельзя каждый год полностью уничтожать всю систему в угоду сиюминутной политической или экономической выгоде.
  3. Вариативность. Несмотря на единство образования в целом, закон об образовании в РФ исключает жесткие тоталитарные рамки единства при его получении. В зависимости от способностей, желания, времени создаются различные варианты достижения тех или иных задач.
  4. Гарантия. Следует, что государство контролирует единство образования на всей территории страны.

Учиться можно дома! Формы обучения

Это трудно представить советскому человеку, но Федеральный Закон «Об образовании в РФ» предусматривает обучение не только в образовательных учреждениях. Статья 17 перечисляет допустимые формы обучения:

  1. В традиционной форме – в специализированных образовательных учреждениях.
  2. В альтернативной форме – вне специализированных образовательных учреждений.
Читайте также:  Закон о присяжных заседателях 2018

Традиционная форма подразделяется на:

Дистанционное обучение набирает популярность в наше время. В век информационных технологий стало реальностью посещение музеев, театров, редких выставок на другом конце планеты, не выходя из дома. Информационно-коммуникационные технологии проникли и в обучение.

Закон «Об образовании РФ» – новый закон. Однако он не выделяет дистанционное образование в отдельную категорию. Ученик находится дома, готовится по индивидуальному графику, прослушивает лекции дистанционно, при помощи коммуникационных каналов связи. Следовательно, дистанционное образование относится к категории заочного обучения.

Альтернативная форма

Ребенка необязательно посылать сегодня в школу для получения аттестата о среднем образовании. Закон «Об образовании в РФ» допускает такую возможность. Кроме того, государство выделяет деньги на альтернативные формы обучения на каждого ребенка.

Получение аттестата вне школы подразделяется на два вида:

  1. Семейное образование.
  2. Самообразование.

Семейное образование предполагает переложение функции обучения на семью. Именно за подобную форму государство выплачивает компенсацию. Конечно, школы очень болезненно на это реагируют. Это и понятно: никто не хочет оставаться без зарплаты. Судебная практика показывает, что суды полностью на стороне родителей. Средняя компенсация за ученика среднего и старшего звена составляет около 10 тыс. рублей.

Проблема привлечения детского труда в качестве уборщиков

Дежурство по школе – традиция, которая досталась нам из советского прошлого. Многие родители до сих пор не видят проблемы в мытье полов детьми в рамках дежурства по школе. Однако 34 статья Закона прямо предусматривает согласие родителей на подобное привлечение ребенка к труду. Обязательными являются занятия по технологии и трудовому обучению. Именно на них учеников на законных основаниях, в соответствии с федеральными государственными программами, обязаны привлекать к труду: шитье, готовка, обработка древесины. Все остальное – только по желанию родителей.

Итоги

Итак, основной закон, который регламентирует сферу образования, — Федеральный Закон «Об образовании РФ». Статьи его содержат описание организации образовательного процесса, компетенций местных органов власти, форм и видов образования, правил итоговых аттестаций и др. Наиболее интересные моменты данного Закона мы разобрали в статье.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

29 декабря 2012 года принят Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (№273-ФЗ)

Закон разработан в целях совершенствования законодательства РФ в области образования и является основополагающим нормативным правовым актом в сфере образования.

Цель нового закона — предоставить каждому максимальные условия для того, чтобы получить дошкольное и обязательное общее образование, выбирать действительно качественные образовательные организации для получения профессионального образования, работая, профессионально совершенствоваться, осваивать новые технологии.

Новый Закон об образовании — комплексный базовый акт, интегрирующий в себе как общие положения, так и нормы, регулирующие отношения в отдельных подсистемах образования. Он заменяет целый ряд законодательных актов. В их числе — Закон об образовании от 1992 года, Закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании от 1996 года.

Основные положения Нового Закона «Об образовании в Российской Федерации»

  • Образование останется бесплатным. Гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
  • В Законе закреплено право на дистанционное, электронное, сетевое и семейное обучение.
  • Дошкольное образование можно будет получить без очереди, в различных формах (в детском саду, дошкольных группах при школах, на дому), а само оно обеспечит равный уровень подготовки детей перед поступлением в школу.
  • Впервые на законодательном уровне определяются особенности получения образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, иностранцами и лицами без гражданства, осужденными. Особое внимание уделено условиям обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.
  • Более подробно регламентированы права, обязанности и ответственность педагогов. Оплата труда учителей не может быть ниже уровня средней зарплаты в соответствующем регионе.
  • Новый закон способствует повышению статуса педагога. Закон гарантирует право учителей и преподавателей на повышение квалификации и профессиональную переподготовку за счет работодателя, прохождение аттестации на присвоение квалификационной категории, а также детально прописывает меры их социальной поддержки.
  • Перераспределяются полномочия региональных органов госвласти и органов местного самоуправления по обеспечению гарантий прав граждан получить общедоступное и бесплатное дошкольное образование.
  • Законом расширен круг субъектов, имеющих право на ведение образовательной деятельности, в том числе закреплены правовые возможности доступа «необразовательных» организаций к образовательной деятельности. Кроме того, в законе выделена отдельная статья, посвященная регламентации правового положения индивидуальных предпринимателей, ведущих образовательную деятельность.
  • МГУ им. М.В. Ломоносова, СПбГУ, а также ряд других вузов вправе самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты по всем уровням высшего образования.
  • Законом определяются уровни общего образования (дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование) и уровни профессионального образования (среднее профессиональное образование, высшее образование — бакалавриат; высшее образование — специалитет, магистратура; высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации). Вводится еще один уровень высшего образования — подготовка кадров высшей квалификации, к которой отнесены программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки.
  • Наряду с основными образовательными программами в сфере образования выделяются также дополнительные образовательные программы различной направленности и степени сложности, формируемые с учетом возрастных особенностей, интересов, способностей, уровня образования и профессиональной квалификации обучающихся.
  • Повышен уровень начального профессионального образования: оно включено в систему среднего профессионального образования.
  • Из числа образовательных программ исключается и становится самостоятельным видом — подготовка научных кадров (докторантура). Правовое регулирование подготовки в докторантуре отнесено к Федеральному закону «О науке и государственной научно-технической политике».
  • В новом законе термин «образовательное учреждение» заменен на «образовательную организацию». Сделано это потому, что термин «образовательное учреждение» устарел и не соответствует гражданскому законодательству, согласно которому учреждение является одной из организационно-правовых форм некоммерческой организации. Организация же (в данном случае образовательная) является обобщенным понятием для различных организационно-правовых форм.
  • Закон направлен на интеграцию российского и европейского образовательных пространств. Международному сотрудничеству в документе посвящена отдельная глава (Глава VI. Международная деятельность в области образования), которая, в том числе, предполагает создание условий для развития мобильности студентов и преподавателей, а также возможность реализации совместных образовательных программ. Кроме того, закон значительно упрощает порядок признания в России иностранных документов об образовании.

Новый закон «Об образовании в Российской Федерации» вступает в силу 1 сентября 2013 года.

Со дня вступления в силу данного закона Закон РФ «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и после вузовском профессиональном образовании» признаются утратившими силу.

Ссылка на основную публикацию
Со скольки можно работать детям в россии
Многие успешные люди на Западе рано начали работать (см. «Сколько миллиардеры зарабатывали в детстве»). Теперь они с гордостью рассказывают о...
Сколько стоит подключение воды к частному дому
Провести воду в частный дом в настоящее время не проблема. Технологии не стоят на месте, и большой выбор сантехнических товаров...
Сколько стоит получить инн
В это статье мы расскажем, что такое ИНН и для чего он нужен, как получить ИНН через МФЦ «Мои документы»...
Со скольки лет продают пневматику
Правовой форум: ПДД, ГИБДД, ДТП Объединенный — Выбор и приобретение — Общие вопросы — Гараж — Страхование — Музыка в...
Adblock detector