Средства государственной поддержки субъектов российского социального предпринимательства

Средства государственной поддержки субъектов российского социального предпринимательства

Инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства федерального уровня

В целях улучшения бизнес-среды на региональном уровне Распоряжением от 31 января 2017 года №147-р были утверждены 12 целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса (http://government.ru/media/files/dplfMsmcALNGS3lkDrh6XAYscv7quKXK.pdf) и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Федерации по ключевым факторам, наиболее сильно влияющим на улучшение инвестиционного климата в регионах:

получение разрешения на строительство и территориальное планирование;

регистрация права собственности на земельные участки и объекты недвижимого имущества;

постановка на кадастровый учёт земельных участков и объектов недвижимого имущества;

осуществление контрольно-надзорной деятельности в субъектах Федерации;

поддержка малого и среднего предпринимательства;

технологическое присоединение к электрическим сетям;

подключение (технологическое присоединение) к сетям газораспределения;

подключение к системам теплоснабжения, подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения;

наличие и качество регионального законодательства о механизмах защиты инвесторов и поддержки инвестиционной деятельности;

эффективность обратной связи и работы каналов прямой связи инвесторов и руководства субъекта Федерации;

эффективность деятельности специализированной организации по привлечению инвестиций и работе с инвесторами;

качество инвестиционного портала субъекта Федерации.

Целевые модели разработаны на основе лучших региональных практик и содержат обязательные целевые показатели (сроки, стоимость, количество процедур и т.д.).

Целевые модели будут использованы субъектами Федерации для формирования региональных «дорожных карт» по улучшению инвестиционного климата по каждому из направлений, реализацию большинства из которых региональные проектные офисы должны будут обеспечить до конца 2017 года.

Основные направления поддержки субъектов МСП

Акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (Корпорация МСП)

Член Совета директоров, генеральный директор – председатель правления Браверман Александр Арнольдович

1. Обеспечение доступного финансирования.
2. Расширение доступа к закупкам отдельных видов заказчиков.
3. Обеспечение информационно-маркетинговой поддержки.
4. Обеспечение имущественной поддержки.
5. Обеспечение правовой поддержки.

Адрес: 109074, г. Москва, Славянская площадь, д.4, стр.1

Телефон: +7(495)6989800, +7(495)6989801

Фонд развития промышленности ФГАУ «РФТР»

Директор Комиссаров Алексей Геннадиевич

Фонд предлагает льготные условия софинансирования проектов, направленных на разработку новой высокотехнологичной продукции, техническое перевооружение и создание конкурентоспособных производств на базе наилучших доступных технологий.

Для реализации промышленно-технологических проектов Фонд на конкурсной основе предоставляет целевые займы по ставке 5% годовых сроком до 7 лет в объеме от 50 до 700 млн рублей, стимулируя приток прямых инвестиций в реальный сектор экономики.

Адрес: Россия, 105062, Москва, Лялин переулок, д.6, стр.1

Телефон: +7 (495) 789-4730

Автономная некоммерческая организация «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов»

Генеральный директор Чупшева Светлана Витальевна

  • продвижение проектов и инициатив быстрорастущего среднего бизнеса и в социальной сфере.
  • развитие и увеличение количества лидеров из среднего бизнеса и социального сектора.
  • улучшение предпринимательского климата, создание позитивного имиджа предпринимателя и предпринимательства в российском обществе.
  • содействие развитию профессиональных компетенций.
  • формирование и поддержка «нового» молодежного менеджмента в социальных учреждениях.
  • развитие НКО в секторе социальных услуг, прежде всего бюджетных.
  • поддержка инициатив
  • управление проектами: инициация и поиск, отбор и продвижение
  • развитие сети Агентства;
  • ликвидация административных барьеров;
  • распространение лучших практик;
  • управление изменениями нормативно-правовой базы;
  • поддержка молодых профессиональных коллективов.

г. Москва, ул. Новый Арбат, д. 36/9
Телефон: +7 495 690-91-29
Факс: +7 495 690-91-39
http://www.asi.ru/

Навигатор по мерам государственной поддержки бизнеса — http://www.investinregions.ru/incentives/

Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере

Председатель наблюдательного совета Свинаренко Андрей Геннадьевич,
генеральный директор Поляков Сергей Геннадьевич
  • проведение государственной политики развития и поддержки малых предприятий в научно-технической сфере;
  • оказание прямой финансовой, информационной и иной помощи малым инновационным предприятиям, реализующим проекты по разработке и освоению новых видов наукоемкой продукции и технологий на основе принадлежащей этим предприятиям интеллектуальной собственности;
  • создание и развитие инфраструктуры поддержки малого инновационного предпринимательства;
  • содействие созданию новых рабочих мест для эффективного использования, имеющегося в Российской Федерации научно-технического потенциала;
  • привлечение внебюджетных инвестиций в сферу малого инновационного предпринимательства;
  • подготовка кадров (в том числе вовлечение молодежи в инновационную деятельность).

Адрес: 119034,
г. Москва, 3-ий Обыденский переулок, д. 1, строение 5,
Телефон:
+7 (495) 231-19-01,
Факс:
+7 (495) 231-19-02
http://www.fasie.ru/ Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР)

Председатель Правления Тюпанов Алексей Александрович

Стратегические направления:

  • страховая поддержка экспорта товаров и услуг российского производства;
  • развитие современной системы финансирования экспорта, обеспеченного страховым покрытием Агентства;
  • страховая поддержка российских инвестиций за рубежом;
  • поддержка экспортно-ориентированных субъектов МСП.

Адрес: 119034, 1-й Зачатьевский переулок, дом 3, строение 1, г. Москва, Россия
Телефон: +7 (495) 783-11-88, +7 (495) 783-11-22
http://www.exiar.ru/ Российский экспортный центр

Генеральный директор Фрадков Петр Михайлович
Первый заместитель Председателя государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» – член Правления

Государственный институт поддержки экспорта, созданный в структуре Внешэкономбанка при поддержке Правительства Российской Федерации.
Центр оказывает российским экспортерам финансовую и нефинансовую поддержку в режиме «единого окна» — здесь предприниматели могут получить полный спектр услуг от проведения первичных консультаций до помощи в оформлении экспортных сделок.

http://www.exportcenter.ru/functions/

Адрес:
123610, Москва, Краснопресненская наб. 12, подъезд 9
Телефон: +7 (495) 937-47-47 Факс. +7 (495) 937-47-41
http://www.exportcenter.ru/

Консультационная поддержка:
+7 495 937-47-47 доб., 3030
business@exportcenter.ru

Региональная поддержка малого и среднего предпринимательства

С 2005 года Минэкономразвития России реализует специальную программу по предоставлению субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях оказания государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства на региональном уровне.

Субсидии предоставляются на софинансирование расходных обязательств субъектов Федерации по следующим направлениям:·

оказание финансовой поддержки субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП;

софинансирование капитальных вложений в объекты региональной и (или) муниципальной собственности;

содействие развитию молодёжного предпринимательства;

организация предоставления услуг по принципу одного окна в целях создания, развития и поддержки субъектов МСП.

В целях повышения эффективности использования средств федерального бюджета на господдержку малого и среднего предпринимательства было принято Постановление от 29 декабря 2016 года №1538, согласно которому исключена необходимость проведения конкурсного отбора субъектов Федерации для предоставления субсидий на эти цели. Это сократит сроки доведения до регионов средств на поддержку малого и среднего предпринимательства.

Термин «социальное предпринимательство» в российских официальных документах – «явление достаточно редкое» [40] . Впервые данное словосочетание было употреблено в 2011 г. при разъяснении проекта Приказа Министерства экономического развития (в дальнейшем Минэкономразвития), направленного на реализацию мероприятий по государственной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, повлиявшего на перераспределение грантов субъектами РФ.

Под социальным предпринимательством, по мнению Минэкономразвития, следует понимать «социально ответственную деятельность субъектов среднего, малого и микропредпринимательства, направленную на решение социальных проблем» [41] . Определены следующие два направления, при которых данные субъекты вправе подать заявку на государственную поддержку в виде грантов начинающим на создание собственного бизнеса: обеспечение занятости инвалидов, матерей, имеющих детей в возрасте до 3 лет, лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также лиц, освобожденных в течение двух лет из мест принудительного заключения, если среднесписочная численность указанных категорий граждан среди таких работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25%; предоставление услуг (производство товаров) в объеме не менее 50% от величины ежегодных доходов предприятия, деятельность которого должна осуществляться в таких сферах как: содействие профессиональной ориентации и трудоустройству, включая содействие самозанятости; социальное обслуживание граждан, услуг здравоохранения, физической культуры и массового спорта, проведение занятий в детских и молодежных кружках, секциях, студиях (по стоимостным характеристикам, доступным для граждан с доходами на уровне средних для субъекта Российской Федерации); выпуск периодических печатных изданий, а также книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, за исключением носящих рекламный или эротический характер. Важно отметить, что приоритетным направлением выделения субсидий на развитие малого и среднего бизнеса будет отдаваться социальным предпринимателям.

Читайте также:  Право на получение бесплатной юридической помощи имеют

Но что еще более примечательно, тема социального предпринимательства, пусть и косвенно, также нашла свое место в Послании. В. В. Путин подчеркнул, что «бизнес должен работать и на свой успех, и на страну, должен рождать талантливых, толковых организаторов, меценатов и патриотов, как это было в прежние времена в России. Именно тогда, и только тогда возможно утверждение широкого общественного уважения к предпринимательскому сословию» [42] . В Послании приведен перечень тех сфер, которые могут и должны стать объектами приложения сил социальных предпринимателей.

Существуют Приказы Минэкономразвития, в рамках которых субъектам РФ предоставляются субсидии из федерального бюджета для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства субъектами РФ. Это Приказ Министерства экономического развития РФ от 20 мая 2011 г. N 227 "Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2011 году предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации" и Приказ Министерства экономического развития РФ от 25 марта 2015 г. № 167 “Об утверждении условий конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства”.

Актуализация этой проблемы способствовала изменению нормативно-правовой базы. В частности, законодательно установлено, что социальные услуги должны предоставляться в соответствии с регламентами, государственными стандартами. Здесь, нужно отметить ФЗ № 442 «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» [43] , который дает реальную возможность ведения социального предпринимательства в области социального обслуживания. В ст. 5 Главе 1 речь идет о тех элементах, которые включает в себя система социального обслуживания, в которой появляются такие элементы социального обслуживания как: негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, предоставляющие социальные услуги; индивидуальные предприниматели, осуществляющие социальное обслуживание. Таким образом, законодатель предоставляет площадку правовых возможностей для реализации социального предпринимательства, проектов в области социального предпринимательства в такой важнейшей области как социальное обслуживание.

Важнейшим из основных источников права, который имеет отношение к социальному предпринимательству является Гражданский кодекс [44] РФ. В нем содержится определение предпринимательской деятельности, основные положения, которые регулируют деятельность всех организационно-правовых форм, в рамках которых возможно ведение социального предпринимательства в РФ на сегодняшний день.

В Бюджетном послании Президента РФ Федеральному собранию от 29 июня 2011 г. «О бюджетной политике в 2012–2014 годах» [45] в качестве одного из приоритетных направлений обозначено развитие конкуренции в сфере предоставления государственных (муниципальных) услуг, в том числе за счет привлечения к их оказанию негосударственных организаций, прежде всего, социально ориентированных некоммерческих организаций. Таким образом, в российском законодательстве формально закреплена возможность участия юридических лиц различной организационно-правовой формы, в том числе и социально ориентированных коммерческих и некоммерческих организаций, в предоставлении социальных услуг.

Также необходимо отметить Налоговый кодекс [46] Российской Федерации, устанавливающий систему налогов и сборов. «По словам эксперта, нет необходимости вводить льготы для социальных предпринимателей, но можно предусмотреть ряд налоговых льгот для доноров, жертвующих в пользу социальных предприятий – это позволит привлечь в сектор частных крупных инвесторов и содействовать его развитию» [47] . «Мы поддерживаем инициативу Минэкономразвития РФ о внесении изменений в ст. 265 НК РФ» [48] , — отмечает директор фонда «Наше будущее» Н.Зверева. — Их суть – в предоставлении юридическим лицам права относить на расходы пожертвования благотворительным организациям, отдельным НКО и религиозным организациям. Максимальный размер отчислений предлагаем установить в пределах 10% налогооблагаемой прибыли.

Кроме того, необходимо обратить внимание, на федеральные законы, которые более подробно регулируют и описывают деятельность тех организационно-правовых форм, применимых к социальному предпринимательству. Это, ФЗ № 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [49] , в котором установлено содержание государственной политики в области развития малого предпринимательства.В Республике Коми это закон «О некоторых вопросах развития малого и среднего предпринимательства» № 19 – РЗ от 11.03.2008 г.

Также, на региональном уровне существует Указ Главы Республики Коми «О совершенствовании развития малого и среднего предпринимательства в Республике Коми» № 42 от 21 марта 2016 года, в соответствии с которым развитие малого и среднего предпринимательства признается одним из приоритетных направлений деятельности правительства региона. Также государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в регионе осуществляется в рамках подпрограммы «Малое и среднее предпринимательство в Республике Коми» государственной программы «Развитие экономики», утвержденной постановлением Правительства РК от 28.09.2012 № 418.В рамках данной подпрограммы на региональном уровне предусмотрено: субсидирование части затрат на уплату процентов по кредитам, привлеченным субъектам малого и среднего предпринимательства (далее СМСП) в российских кредитных организациях для создания, и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг); субсидирование части расходов, понесенных СМСП, на проведение оценки и страхования имущества, передаваемого в залог по договорам займа, заключаемым с микрофинансовой организацией; субсидирование части расходов СМСП, понесенных по участию в международных, межрегиональных и республиканских выставочно-ярмарочных мероприятиях и конкурсах профессионального мастерства (включая тренировочные туры).На муниципальном уровне на условиях софинансирования за счет средств местного бюджета предусмотрено: поддержка СМСП, осуществляющих деятельность в сфере производства товаров (работ, услуг); субсидирование части затрат СМСП, связанных с уплатой процентов по кредитам; субсидирование части затрат СМСП, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг); субсидирование части затрат СМСП, связанных с уплатой лизинговых платежей по договору (договорам) лизинга; предоставление целевых грантов начинающим СМП на создание собственного дела; субсидирование части затрат СМП (гранты).

В настоящее время социальное предпринимательство представлено, в основном, деятельностью некоммерческих организаций, поэтому важно указать ФЗ № 7 "О некоммерческих организациях" [50] , а также ФЗ № 82 "Об общественных объединениях" [51] . Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в регионе осуществляется в рамках подпрограммы «Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций» государственной программы Республики Коми «Социальная защита населения», утвержденной постановлением Правительства Республики Коми от 28 сентября 2012 года № 412, в пределах объемов средств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Коми на 2015-2017 годы, а также в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Правительства Республики Коми от 30 декабря 2014 г. № 577 "Об утверждении Порядка предоставления на конкурсной основе субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям, зарегистрированным и осуществляющим деятельность на территории Республики Коми по приоритетным направлениям".

Читайте также:  Соблюдение претензионного порядка апк

Также, в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [52] предусмотрены существенные изменения инфраструктурного обеспечения пожилого населения услугами, направленными на удовлетворение их специфических социальных потребностей. В этом свете возрастает необходимость в теоретическом и практическом обновлении экономических и организационных основ функционирования системы предоставления услуг населению.

В октябре 2014 года проект закона о социальном предпринимательстве был внесен в Государственную думу. В соответствии с этим документом в правовое поле предполагалось ввести понятие «социальное предпринимательство», под которым подразумевается «социально ориентированная деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства, направленная на достижение общественно полезных целей, решение социальных проблем, в том числе оказание поддержки лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации» [53] . Безусловно и внесение поправок в действующее законодательство – возможный сценарий развития. Это свидетельствует о положительной тенденции и заинтересованности государства.

Федеральный закон № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» [54] под «социальным предпринимательством» понимает исключительно некоммерческие организации, и государственная поддержка направлена только на такие организации. Органы государственной власти и органы местного самоуправления могут оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими следующих видов деятельности: социальная поддержка и защита граждан; подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев и другие.

«Формами поддержки социальных предпринимателей со стороны государства являются» [55] : субсидии (в размере 600 тыс. руб. – это максимальный размер субсидии федерального бюджета на одного субъекта социального предпринимательства, обеспечившего софинансирование расходов в размере не менее 15 % от суммы получаемой субсидии; в размере 300 тыс. руб. – это максимальный размер гранта начинающим субъектам малого предпринимательства, относящимся к социальному предпринимательству, на одного получателя поддержки, обеспечивающего софинансирование расходов в размере не менее 15 % от размера получаемого гранта; образовательные услуги субъектам социального предпринимательства; предоставление инфраструктуры; центры инноваций социальной сферы, т. е. самостоятельное юридическое лицо, которые относятся к инфраструктуре поддержки субъектов социального предпринимательства, одним из учредителей которых является субъект РФ или муниципальное образование.

Также необходимо сказать о системе государственно-частного партнерства. В России на федеральном уровне этот вопрос регулирует Федеральный Закон №224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В Республике Коми эту деятельность регулирует Закон Республики Коми №71-РФ от 19 июня 2014 г. «О государственно-частном партнерстве в Республике Коми». Целью Закона является создание правовых условий для привлечения инвестиций в экономику Республики Коми, повышения доступности и качества товаров, работ, услуг, обеспечение которыми относится к полномочиям Республики Коми, развития экономики и социальной сферы Республики Коми, повышения качества жизни населения, реализации общественно значимых проектов на территории Республики Коми.

Деятельность Министерства труда, занятости и социальной защиты в области функционирования реестра поставщиков социальных услуг регулируется Законом Республики Коми «Об утверждении перечня социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Республике Коми № 156-РЗ от 27 ноября 2014 года.

Существующие нормативные акты не в полной мере отражают то особое положение, которое социальные предприятия занимают в ряду традиционных бизнес-структур. Необходимо четко отграничить эту сферу деятельности, придать ей определенный статус, что позволит более активно продвигать модель социального предпринимательства в регионах. Социальное предприятие в большинстве случаев требует минимальных вложений на начальном этапе. Государственная поддержка данного вида деятельности даст очевидный мультипликативный эффект: одновременно срешением определенной социальной задачи создается и новый источник налоговых поступлений.

Наталья Игоревна, какую финансовую помощь могут получить социальные предприниматели из программы поддержки малого и среднего бизнеса?

Сразу скажу, что субъект малого и среднего предпринимательства самостоятельно может выбрать подходящие именно ему на конкретном жизненном цикле компании меры поддержки. При этом перечень мер в отношении одного предпринимателя не ограничен. Он может воспользоваться как одним видом поддержки, так и пятью-шестью, а может, и вовсе от нее отказаться.

С 2012 года Программой предусмотрено предоставление специальной субсидий на софинансирование мероприятий, связанных с поддержкой социального предпринимательства. Максимальный размер федеральной субсидии составляет 0,6 млн рублей на одного субъекта социального предпринимательства — получателя поддержки. Однако при этом необходимо софинансирование не менее 15% от суммы получаемой субсидии.

По итогам конкурсного отбора субъектов РФ в этом году были поддержаны заявки шести регионов на общую сумму более 88 млн рублей. Из региональных бюджетов к этой сумме будет добавлено еще 47,6 млн рублей.

В итоге в 2012 году грантовую поддержку планируется оказать 230 социально ответственным предпринимателям на реализацию проектов, направленных на решение наиболее значимых социальных проблем, из них 80 — за счет средств регионального бюджета, 150 — на деньги федерального бюджета.

Безусловно, развитие социального предпринимательства относится к приоритетной группе мероприятий, реализуемых в рамках государственной программы поддержки малого и среднего предпринимательства. При этом социальные предприниматели помимо получения указанной субсидии могут воспользоваться всем комплексом мер, предусмотренных Программой микрокредитования и поручительства гарантийных фондов, мероприятиями по содействию малым инновационным компаниям, поддержке лизинга, модернизации производства, поддержке экспортно ориентированных компаний и многими другими.

Если количество работников на социальном предприятии превышает 50 человек, оно наравне с прочими предприятиями может воспользоваться и специальными мерами поддержки, такими как: субсидирование процентной ставки по кредитам, взятым на реализацию модернизационных проектов и компенсация расходов на приобретение оборудования и производственных помещений.

Сейчас минэкономразвития ведет два проекта, относящиеся к социальному предпринимательству. Расскажите о них поподробнее.

Во-первых, развитие социального предпринимательства является одним из самостоятельных мероприятий федеральной финансовой программы развития малого и среднего предпринимательства.

Второй наш проект — это инициатива, выдвинутая минэкономразвития по итогам Первого форума социального бизнеса, в котором принял участие лауреат Нобелевской премии мира 2006 года профессор Мухаммад Юнус, по развитию системы негосударственных фондов социального бизнеса в моногородах и малых населенных пунктах.

Важно отметить, что фонды социального бизнеса получают средства из частных источников, в нашем проекте — от градообразующих предприятий. Основная задача минэкономразвития в данном случае — это оказание административной и консультационной поддержки.

Инвестирование со стороны градообразующих предприятий в фонды происходит на принципах социального предпринимательства. Вкладывая деньги в подобный фонд, инвестор изначально понимает, что по истечении срока, определенного бизнес-планом, он сможет вернуть только вложенные средства, без дивидендов.

Сами же фонды представляют собой симбиоз специализированных микрофинансовых организаций, венчурных фондов и бизнес-инкубаторов, имеют четко выраженную социальную миссию, которая проявляется в виде поддержки субъектам социального предпринимательства. При этом они остаются финансово и экономически устойчивыми.

Один из ярких примеров реализации данного подхода к финансированию социальных проектов — работа Фонда региональных социальных программ "Наше будущее", который уже на протяжении пяти лет занимается финансированием соцпроектов.

Читайте также:  Кассационная жалоба на приговор по уголовному делу

Так, при поддержке Российского микрофинансового центра с привлечением средств ГК "Ренова" в поселке Линёво Новосибирской области до конца 2012 года будет открыт первый муниципальный фонд социального предпринимательства.

В городах Череповце и Соколе Вологодской области на базе действующей инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства при поддержке фонда "Наше будущее" прорабатывается механизм предоставления микрозаймов социальным предпринимателям.

В 2013 году ГК "БАЗЭЛ" предполагает в нескольких моногородах присутствия компании запустить аналогичный проект. Мы считаем данный проект перспективным.

Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций (НКО) — это отдельный проект Минэконом развития России. Какие ниши более всего подходят для НКО?

Социально ориентированные НКО минэкономразвития начало поддерживать относительно недавно, после того, как появилось постановление Правительства Российской Федерации от 23 августа 2011 года N 713 "О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям".

В соответствии с этим документом поддержка социально ориентированных НКО осуществляется по таким приоритетным направлениям, как, к примеру, профилактика социального сиротства, поддержка материнства и детства; развитие дополнительного образования, научно-технического и художественного творчества, массового спорта, деятельности детей и молодежи в сфере краеведения и экологии и др.

Деятельность НКО строится в первую очередь на грантовой благотворительной основе.

Что вы вкладываете в понятие социального бизнеса?

Социальный бизнес — это бизнес с социальной миссией. Цель инвестирования — это исключительно достижение одной или нескольких социальных задач через бизнес-процессы компании без личной финансовой заинтересованности инвесторов. Компания должна быть самоокупаемой и в то же время стремиться к достижению социальных целей, таких как обеспечение доступа бедных слоев населения к медицинским услугам, предоставление им жилья, финансовых услуг; обеспечение занятости инвалидов, матерей; содействие вовлечению в социально активную деятельность социально незащищенных групп граждан и т.д. через бизнес-процессы.

Поддержка социального предпринимательства и помощь в самозанятости населения. В чем принципиальные отличия?

Самозанятость населения сама по себе не является социальным предпринимательством, нельзя ставить знак равенства между этими понятиями.

Самозанятость как социально-экономи ческий феномен возникла в период 1990-х годов. Это зарабатывание денег любыми доступными способами, зачастую минуя официальный найм: торговля на рынках, откорм и продажа скота, оказание самых разных услуг (транспортных, посреднических, ремонтно-строительных) и так далее. В период, когда закрывались предприятия и миллионы людей оставались без средств к существованию, как раз самозанятость помогла выжить большинству домохозяйств. Минэкономразвития России оказывает поддержку зарегистрированным самозанятым, тем, кто получил статус индивидуального предпринимателя, при этом вид деятельности принципиального значения не имеет.

Поддержка же социального предпринимательства — это поддержка бизнеса в специфической сфере. Основное отличие в идеологии поддержки: поддерживая зарегистрированных самозанятых, государство сокращает "теневой" сектор экономики и увеличивает количество рабочих мест, сбор налогов, в первую очередь в бюджет муниципальных образований, поддерживая социальное предпринимательство — способствует достижению конкретных социальных целей.

В шести пилотных регионах — Санкт-Петербурге, Красноярском крае, Омской, Самарской, Иркутской, Кемеровской областях, Республике Татарстан — открываются Центры инноваций в социальной сфере. Насколько, на ваш взгляд, они востребованы в регионах?

Центры инноваций в социальной сфере, оказывающие широкий комплекс консалтинговых услуг (юридических, бухгалтерских, бизнес-планирование), создаются при поддержке Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов.

Наряду с действующей инфраструктурой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, данные центры смогут стать точками кристаллизации идей и путей решения, стоящих перед конкретными муниципалитетами социальных проблем.

Если говорить о востребованности данных центров в регионах, инициатива идет "снизу", первый подобный Центр создан в Омске на базе местного бизнес-инкубатора. Центр организован по инициативе местных предпринимателей для обучения и поддержки социальных предпринимателей.

Сейчас минэкономразвития прорабатывает вопрос по координации в 2013 году поддержки социального предпринимательства центрами инноваций в социальной сфере с федеральной финансовой программой развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Именно комплексная поддержка социального предпринимательства, в том числе тиражирование подобных проектов через инструменты центров инноваций в социальной сфере, фонды социального бизнеса, отдельными предпринимателями-энтузиастами может иметь большое практическое социальное значение.

Ларионова Наталья Игоревна родилась 4 мая 1971 года.

В 1991 г. окончила Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, в 2001 г. — Московскую академию предпринимательства при Правительстве Москвы.

С 1991 по 1992 г. — юридический консультант, ТОО "Арес-лтд" (Москва), затем в 1992-1993 гг. работала юристом в ТОО Торговый дом "Меркурий К", а с 1993 по 1995 г. вернулась на должность юриста в компанию "Арес-лтд".

1995-2002 гг. — юрисконсульт "Юридического бюро "Эдикт".

2002-2003 гг. — генеральный директор, ООО "Лечебно-оздоровительный центр "ВИКС", г. Королев Московской обл.

2003-2004 гг. — зам. генерального директора по правым вопросам, ООО "Контроль-Сервис", г. Королев Московской обл.

2004-2008 гг. — начальник отдела регулирования предпринимательской деятельности, конкуренции и рекламы Департамента государственного регулирования в экономике Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации.

2008-2009 гг. — начальник отдела регулирования предпринимательской деятельности Департамента государственного регулирования в экономике Министерства экономического развития Российской Федерации.

2009-2010 гг. — заместитель директора Департамента развития малого и среднего предпринимательства Министерства экономического развития Российской Федерации.

С декабря 2010 года — директор Департамента развития малого и среднего предпринимательства Министерства экономического развития РФ.

Что вкладывается в понятие "социальное предпринимательство"?

В минэкономразвития определили социальное предпринимательство как деятельность, направленную на обеспечение занятости инвалидов, матерей, имеющих детей в возрасте до 3 лет, выпускников детских домов, а также лиц, освобожденных из мест лишения свободы. Социальными бизнесменами могут считаться лица, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Одно из условий — среднесписочная численность указанных категорий граждан среди их работников составляет не менее 50%, а доля в фонде оплаты труда — не менее 25%

Владимир Путин, президент РФ:

— Мы в последние годы приняли целый ряд решений о налоговых стимулах для работодателей, использующих труд людей с ограниченными возможностями здоровья. Правительству вместе с заинтересованными общественными организациями до конца 2012 года надо оценить, насколько действенными оказались эти меры — и при необходимости предпринять дополнительные шаги в этой области.

К социальному предпринимательству относится предоставление услуг (производство товаров) в следующих сферах деятельности:

— содействие профессиональной ориентации и трудоустройству, включая содействие самозанятости;

— социальное обслуживание граждан, услуги здравоохранения, физической культуры и массового спорта, проведение занятий в детских и молодежных кружках, секциях, студиях;

— производство и (или) реализация медицинской техники,

протезно-ортопедических изделий, а также технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов;

— обеспечение культурно-просветительской деятельности (театры, школы-студии, музыкальные учреждения, творческие мастерские);

— предоставление образовательных услуг группам граждан, имеющим ограниченный доступ к образовательным услугам;

— содействие вовлечению в социально активную деятельность социально незащищенных групп граждан (инвалиды, сироты, выпускники детских домов, пожилые люди, люди, страдающие наркоманией и алкоголизмом);

— выпуск периодических печатных изданий, а также книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой

Ссылка на основную публикацию
Список участников ооо с одним учредителем образец
ГАРАНТ: Настоящая форма разработана в соответствии с положениями ст. 31.1 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об...
Со скольки можно работать детям в россии
Многие успешные люди на Западе рано начали работать (см. «Сколько миллиардеры зарабатывали в детстве»). Теперь они с гордостью рассказывают о...
Со скольки лет продают пневматику
Правовой форум: ПДД, ГИБДД, ДТП Объединенный — Выбор и приобретение — Общие вопросы — Гараж — Страхование — Музыка в...
Сплошной забор между соседями в снт
Глухой забор – это тип изгороди, в которой отсутствуют просветы. Им ограничивают участок между соседями или от улицы, стремясь добиться...
Adblock detector