Уточненная декларация по прибыли на увеличение

Уточненная декларация по прибыли на увеличение

Уточненка по прибыли как правильно

1. Требуют подтверждающие документы при подаче «уточненки»

Налоговики иногда считают, что если компания подала «уточненку», то они вправе истребовать у нее любые документы. Особенно, если налог к уменьшению. Однако как для первичной декларации, так и для «уточненки» действуют одни и те же правила. При проведении камеральной проверки инспекторы не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если это прямо не предусмотрено кодексом (ст. 88 НК РФ). Штрафов за непредставление документов нет. А вот пояснения налоговики запросить вправе (п. 4 ст. 88 НК РФ).

2. Рекомендуют сдать «уточненку» по прибыли, чтобы снизить убытки в декларации

Убытки в отчетности – не основание для подачи «уточненки» по налогу на прибыль. Компания обязана подать «уточненку», только если допущены ошибки, приводящие к занижению суммы налога к уплате (ст. 81 НК РФ). Если компания не отразила расходы или завысила доходы, то у нее есть право, а не обязанность подать «уточненку».

Декларация по налогу на прибыль: как исправить ошибки

Вместо этого можно отразить расходы и в периоде выявления ошибки, которая привела к излишней уплате налога (ст. 54 НК РФ). Поэтому, если перенести расходы на более поздний период, получится избежать убытков в отчетности.

3. Утверждают, что необходима «уточненка» для учета старых расходов

Во внутреннем документе ФНС сказано, что заявить старые расходы в текущем квартале компания вправе, только если неизвестно, к какому периоду они относятся. А вот когда период известен, надо подать «уточненку». Из кодекса это не следует. Заявить старые расходы можно и в текущем квартале (п. 1 ст. 54 НК РФ). Если же согласиться с требованием налоговиков и подать «уточненку», они смогут провести повторную выездную проверку за период корректировки (п. 10 ст. 89 НК РФ).

4. Считают, что от штрафа по «уточненке» освобождает полное отсутствие долгов

Компания может избежать штрафа за подачу «уточненки» с доплатой при условии, что перед сдачей декларации перечислит недоимку и пени (ст. 81 НК РФ). Однако инспекторы иногда считают, что надо доплатить всю задолженность по налогу с учетом «уточненки» на дату ее подачи, в том числе и старую недоимку. Такого требования в кодексе нет. Достаточно перечислить налог и пени по конкретной декларации. Это подтверждают и в ФНС России (см. «УНП» № 32, 2010, стр. 12 «…Заплатили налог и пени до подачи «уточненки», но от штрафа это не спасло…»).

5. Настаивают на электронной «уточненке» вместо первичной на бумаге

Компания, которая обязана отчитываться электронно, может не успеть отправить отчет в срок, например, если отключат интернет. Тогда надо срочно отправлять декларацию на бумаге по почте. После получения отчета инспекторы просят сдать «уточненку» в электронном виде. А затем штрафуют по статье 119 НК РФ как за несвоевременную сдачу первичной декларации. Такие просьбы можно игнорировать. Максимум, что со 2 сентября грозит компании за подачу бумажной декларации вместо электронной, – штраф 200 рублей (ст. 119.1 НК РФ).

6. Просят сначала представить нулевую декларацию, а затем «уточненку»

Иногда, чтобы улучшить свои показатели, инспекторы неофициально просят представить сначала нулевую декларацию, а затем «уточненку» с правдивыми цифрами. Для компании это означает, что при подаче «уточненки» надо будет заплатить не только налог, но и пени. А если налоговики нагрянут с выездной проверкой до «уточненки», то будет еще и штраф по статье 122 НК РФ. Так что если компания согласится помочь налоговикам в их нелегком деле, то безопаснее по сроку заплатить налог исходя из реальных данных. Тогда не будет штрафа и пеней.

7. Штрафуют, если доплата по «уточненке» фактически не перечислена в бюджет

Инспекторы на местах считают, что избежать штрафа по статье 122 НК РФ можно, если компания перечислит сумму к доплате по «уточненке». Но возможна ситуация, когда у компании на дату уплаты налога по первоначальной декларации есть переплата в том же или даже большем размере. Тогда по «уточненке» доплачивать ничего не надо. При отсутствии фактической недоимки на дату уплаты налога по первоначальной декларации штрафа по статье 122 кодекса быть не должно. Ведь штраф установлен именно за неуплату налога.

Некоторые аспекты подачи уточненной декларации по налогу на прибыль

Правильное ведение учета, составление необходимой отчетности в соответствии со всеми актуальными требованиями позволяет субъектам хозяйствования комфортно взаимодействовать с контролирующими органами. Поэтому столь востребованными сегодня являются услуги специализированных компаний, предлагающихбухгалтерское сопровождение в Москве, области или любом другом регионе.

Не столь давно ФНС РФ был рассмотрен вопрос касательно внесения изменений в декларацию по налогу на прибыль (далее – НнП), которая уже предоставлена, в случае смены лица, которым осуществлялись функции руководителя компании (единоличного исполнительного органа (далее – ЕИО)).

Уточненная (корректировочная) декларация по НДС: особенности заполнения

Позиция ФНС РФ отражена в письме № ЕД-4-3/18440 от 15.10.13 г.

Уточненная декларация всегда одинакова

Согласно п. 1 ст. 246 НК РФ, российские компании являются плательщиками НнП.

Каждому налогоплательщику следует уплачивать соответствующие налоги, предоставлять налоговые декларации/расчеты в ИФНС по месту учета, если в законодательстве указана данная обязанность.

Налогоплательщик определяет сумму налога, которую нужно уплатить за налоговый период (далее – НП), самостоятельно, учитывая налоговую ставку, базу и льготы.

Налогоплательщиками-организациям и при этом осуществляется расчет налоговой базы (далее – НБ) по результатам каждого НП, базируясь на сведениях из регистров бухучета и/либо других, подтвержденных документально, касательно объектов, подлежащих налогообложению связанных с ним.

В случае, если будут обнаружены ошибки/искажения в расчете НБ, которые относятся к прошлым отчетным (налоговым) периодам, в текущем периоде делают перерасчет НБ, суммы налога за период, когда были совершены данные ошибки/искажения.

Согласно ст. 285 НК РФ, по НнП НП составляет календарный год.

Налогоплательщиками осуществляется расчет НБ по данному налогу по результатам каждого периода на основе учетных данных.

Соответственно, налогоплательщику на основе сведений регистров бухгалтерского (налогового) учета следует обеспечить правильность расчета НнП за налоговый период.

Если налогоплательщиком будет обнаружен факт неотражения/неполноты отражения данных в налоговой декларации (далее – НД), которая подана в ИФНС, а также ошибок, которые приводят к занижению суммы налога, которую нужно уплатить, ему следует внести в НД требующиеся изменения, предоставить «уточненку». Это следует сделать независимо от обстоятельств, которые связаны со сменой лица, выполняющего функции ЕИО.

Данный подход применим и к иным налогам, сборам.

Ответственность для бывшего руководителя

За невыполнение/ненадлежащее выполнение обязанностей, которые на него возложены, налогоплательщик несет ответственность.

Согласно п. 1 ст. 69 ФЗ № 208-ФЗ от 26.12.95 г., руководство текущей деятельностью АО осуществляет ЕИО (директор, гендиректор) либо ЕИО (директор, гендиректор) и коллегиальный исполнительный орган (дирекция, правление). Аналогичные нормы имеются и в ФЗ № 14-ФЗ от 08.02.98 г. (ст. 32, 40).

Физлицо, которое исполняет функции ЕИО на дату подписания, подачи НД по НнП за соответствующий период в ИФНС, рассматривают, как уполномоченное должностное лицо плательщика налогов.

Согласно п. 15 ст. 101, п. 13 ст. 101.4 НК РФ, по нарушениям, которые выявил налоговый орган, в т.ч. нарушениям законодательства касательно налогов, сборов, за которые должны привлекаться к админответственности должностные лица компаний, составляют протокол об административном правонарушении.

В вышеуказанном письме налоговики отмечают, что при осуществлении производства по админделам касательно нарушений законодательства о налогах, сборах постановление по админделам такой категории нельзя вынести по истечении года с даты, когда правонарушение было совершено.

Протокол о таком правонарушении направляют судье на протяжении 3-х суток с даты составления.

Кроме срока давности следует учесть еще один важный момент, который не затронут в вышеуказанном письме.

Для привлечения должностного лица компании к админответственности и составления соответствующего протокола налоговики должны самостоятельно выявить нарушение.

Если данное нарушение не будет обнаружено до момента подачи «уточненки», то отпадает целесообразность его обнаружения в дальнейшем, поскольку компанией ошибка исправлена самостоятельно. А после сдачи «уточненки» сам факт нарушения уже просто отсутствует.

В случае необходимости, оперативно получить профессиональную помощь в области учета, отчетности, налогов можно, обратившись в компанию, в числе услуг которой: бухсопровождение, восстановление учета, нулевая отчетность ИП, юрлиц.

Налоговый кодекс предоставляет два варианта действий при обнаружении неточностей в уже сданных декларациях по налогу на прибыль. Но при этом у каждого из вариантов есть четко определенные правила применения, что недавно подтвердил Высший арбитражный суд. А применение неправильного способа зачастую оборачивается внушительными потерями для компании.

Отголоски прошлого

Порядок действий налогоплательщиков при обнаружении ошибок в определении налога за прошлые периоды регулируют две статьи первой части Налогового кодекса. Так, статья 54 кодекса установила простой алгоритм: если известен период ошибки, то нужно пересчитать базу именно за тот период. Если же период не известен, правим базу текущего. Другими словами, эта статья НК РФ отвечает на вопрос: какой период править?
О том, как именно вносятся поправки, повествует статья 81 НК РФ. И в ней сказано, что обязанность подавать уточненную декларацию есть только тогда, когда ошибка привела к занижению суммы налога. А если же ошибка привела к завышению налога, то подавать декларацию — право, а не обязанность налогоплательщика, но для того, чтобы отразить переплату, это приходится делать.
Эти общие правила наверняка известны каждому бухгалтеру и с успехом применяются при решении вопросов с неверным отражением операций по НДС, налогу на имущество, ЕСН, НДФЛ и т.п. Но когда дело касается налога на прибыль, многие бухгалтеры считают, что здесь в некоторых случаях можно обойтись без сдачи уточненки.

Читайте также:  Раздел должниками долгов по жку

Чем плоха уточненка

Уточненная декларация, как правило, вызывает повышенный интерес со стороны налоговиков, особенно если по данной декларации заявлены дополнительные расходы, что приводит к уменьшению и как следствие зачету или возврату налога.
Кроме того, внесение изменений в налоговую отчетность — процесс достаточно трудоемкий, особенно в крупных организациях. Поэтому желание избежать необходимости изменять декларацию вполне понятно.

Коварная статья

Повод для того, чтобы не подавать уточненную декларацию при завышении налога на прибыль (которое происходит из-за того, что в предыдущих периодах не были учтены какие-либо расходы) дает подпункт 1 пункта 2 статьи 265 НК РФ. Он разрешает включить во внереализационные расходы убытки прошлых налоговых периодов, которые обнаружены в текущем году.
На первый взгляд, механизм статьи 265 как нельзя лучше подходит для случаев, когда по каким-то причинам расходы не были учтены в том периоде, в котором они произведены. Например, из-за того, что подтверждающие документы поступили уже в следующем году.

Далеко не всегда уточенная декларация связана с ошибками или неверной работой бухгалтерии. Доказательством тому — весьма распространенная ситуация, с которой наверняка сталкивалась каждая бухгалтерия. Конец года, понесены расходы по оплате каких-либо работ или услуг. При этом документы, подтверждающие данные расходы, поступают в бухгалтерию только в апреле следующего года. А декларация по прибыли уже сдана, но данные расходы в ней не отражены, так как не было подтверждающих документов. В результате сумма налога завышена, хотя бухгалтерия никаких ошибок не допустила.

Но давайте прочитаем ее внимательнее: в расходы включается убыток прошлых налоговых периодов. А как известно, убыток — это отрицательный финансовый результат. Выходит, что по статье 265 можно учесть только такой расход, который в результате привел к убытку. Однако и этот вывод "рушится", если прочитать вводное предложение пункта 2 статьи 265 НК РФ. В нем сказано, что к внереализационным расходам приравниваются только те убытки, которые получены в отчетном (налоговом) периоде. Но размер убытка можно определить только после того, как будут сформированы доходы и расходы за период. То есть текущих убытков (которые бы можно было бы включить в текущие расходы) в налоговом учете быть не может!

Тогда получается, что речь во всем пункте 2 статьи 265 НК РФ идет не об убытке как финансовом результате деятельности, а о расходе. Тогда "головоломка" сойдется и во внереализационные расходы будут включаться именно конкретные затраты прошлых периодов, либо суммы неверно отраженных в прошлом расходов. Заметим, что подобное толкование будет соответствовать как статье 81 НК РФ (которая не требует сдавать уточненку при завышении суммы налога к уплате), так и статье 54 (которая говорит, что поправки вносятся в периоде ошибки). Дело в том, что правила статьи 265 НК РФ можно рассматривать как специальные (устанавливающие правила именно для налога на прибыль) по отношению к статье 54 кодекса.

ВАС за допотчетность

Но, к сожалению, с подобным толкованием правил пункта 2 статьи 265 НК РФ не согласилась высшая судебная инстанция страны. В Постановлении Президиума ВАС РФ от 09.09.08 № 4894/08 судьи указали, что термин "убыток" прямо определен в главе 25 НК РФ. И под ним понимается именно отрицательная разница между доходами и расходами (п. 8 ст. 274 НК РФ). При этом никаких оговорок о том, что это определение действует только для статьи 274 НК РФ и не распространяется на остальные статьи главы 25 НК РФ, нет. Это значит, что в статье 265 НК РФ речь идет именно об убытке как об отрицательном финансовом результате.

Таким образом, получаем, что правила пункта 2 статьи 265 НК РФ не применимы для тех случаев, когда выявлены расходы прошлых периодов. Поэтому при обнаружении подобных ошибок в декларациях бухгалтер должен действовать по общим правилам статей 54 и 81 НК РФ. А именно: если известен период ошибки, то для учета дополнительных расходов при налогообложении прибыли нужно подать уточненную декларацию. Если же период неизвестен, то данные расходы учитываются в текущем периоде, но не на основании пункта 2 статьи 265 НК РФ, а по правилам соответствующего расхода.
А пункт 2 статьи 265 НК РФ будет применяться только в том случае, если по результатам исправления декларации за предыдущий период получился (или увеличился) убыток. В таком случае сумму этого убытка можно отнести к внереализационным расходам текущего периода.

Итак, подведем итог. Для учета расходов, относящихся к прошлым периодам, всегда нужно подать в налоговую инспекцию уточненную декларацию*. Причем если этого не сделать, то по прошествии трех лет данный расход учесть уже будет невозможно, а значит, при спорах с инспекцией переплата учитываться не будет (см. Определение ВАС РФ 18.06.08 № 4894/08).

Примеры

Ситуация 1.

После сдачи годовой налоговой декларации в бухгалтерию поступили документы по расходам прошлого года.

Подается уточненная декларация за тот налоговый период, к которому относятся расходы (по дате, указанной в документах).

Ситуация 2.

По итогам года организация получила убыток, который отразила в декларации. После сдачи этой декларации в бухгалтерию поступили документы по расходам прошлого года.

Действие:

Подается уточненная декларация за прошлый год, в которой отражаются данные расходы и увеличение убытка.
Расход в виде дополнительно выявленного убытка учитывается во внереализационных расходах текущего периода (пп. 1 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Ситуация 3.

После сдачи годовой налоговой декларации в бухгалтерию поступили документы по расходам прошлого года. После сдачи уточненной декларации за предыдущий год образовался убыток.

Действие:

Одновременно с уточненной декларацией подаем заявление о зачете (возврате) излишне уплаченного налога за прошлый год.
Сумму образовавшегося убытка учитываем во внереализационных расходах текущего периода (пп. 1 п. 1 ст. 265 НК РФ).

______________
* Ситуация, когда период расхода не известен, невозможна, поскольку расходы должны быть документально подтверждены (ст. 252 НК РФ). А одним из обязательных реквизитов документа является дата (пп. б п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете")

"Российский налоговый курьер", 2007, N 22

Нередко в представленных декларациях организации обнаруживают ошибки, в связи с чем возникает необходимость уточнить налоговую базу. В результате итоговая сумма налога по декларации может подлежать как доплате, так и возврату из бюджета. Налог на прибыль не исключение. Проанализируем особенности подачи уточненных деклараций организациями, в состав которых не входят обособленные подразделения .

О специфике оформления и сдачи налоговых деклараций по налогу на прибыль организациями, имеющими обособленные подразделения, читайте в ближайших номерах журнала. — Примеч. ред.

Общие правила представления уточненных налоговых деклараций изложены в ст. 81 "Внесение изменений в налоговую декларацию" части первой Налогового кодекса, которая с 2007 г. действует в новой редакции (в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ).

Когда нужно сдавать уточненную декларацию

Итак, подать в налоговый орган уточненную декларацию налогоплательщик должен в том случае, если обнаружит в ранее представленной декларации факты неотражения сведений, неполноту отражения сведений, ошибки, приводящие к занижению суммы налога, подлежащей уплате.

Допустим, налогоплательщик самостоятельно выявил в сданной в налоговый орган декларации недостоверные сведения, а также ошибки, не приводящие к занижению суммы налога, подлежащей уплате. Тогда он имеет право внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить уточненную декларацию. В такой ситуации уточненная налоговая декларация, представленная после истечения срока, установленного Кодексом для подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.

Посмотрим, когда (относительно срока сдачи отчетности, установленного в Налоговом кодексе) уточненная налоговая декларация считается представленной в налоговый орган и какие меры налоговой ответственности предусмотрены в Налоговом кодексе (см. таблицу).

Читайте также:  Как выгодно покупать в интернет магазинах

Таблица. Сроки подачи уточненных деклараций и соответствующие меры ответственности

Уточненную налоговую декларацию налогоплательщик представляет в налоговый орган по месту его учета. Уточненная налоговая декларация (расчет) сдается в налоговый орган по форме, действовавшей в налоговый период, за который вносятся изменения.

С 2007 г. специальные правила введены для налоговых агентов. Напомним, что таковыми признаются лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации. Причем налоговые агенты в общих случаях имеют те же права, что и налогоплательщики.

Если налоговый агент в расчете, представленном в налоговый орган, выявит факт неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибки, приводящие к занижению или завышению суммы налога, подлежащей перечислению, налоговый агент обязан внести необходимые изменения и представить в налоговый орган уточненный расчет в аналогичном порядке.

Уточненный расчет, представляемый налоговым агентом в налоговый орган, должен содержать данные только о тех налогоплательщиках, в отношении которых обнаружены факты неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибки, приводящие к занижению суммы налога.

Нормы п. п. 3 и 4 ст. 81 НК РФ, предусматривающие освобождение от ответственности, применяются и в отношении налоговых агентов при представлении ими уточненных расчетов.

Сдаем уточненную декларацию по налогу на прибыль

Специальные положения по представлению уточненных деклараций по налогу на прибыль определены в Приказе Минфина России от 07.02.2006 N 24н "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций и Порядка ее заполнения" (в ред. Приказа Минфина России от 09.01.2007 N 1н). Так, на титульном листе в графе "Вид документа" налогоплательщик указывает:

  • 1 — для первичного документа;
  • 3 — для корректирующего документа.

Таким образом, при представлении в налоговый орган уточненной декларации в графе "Вид документа" приводится показатель 3 — корректирующий вид, а через дробь — номер корректировки декларации (например, 3/1, 3/2, 3/3).

Как уже отмечалось, уточненная декларация представляется в налоговый орган по форме, действовавшей в налоговый период, за который вносятся изменения. При перерасчете налоговой базы и суммы налога не учитываются результаты налоговых проверок, проведенных налоговым органом за тот налоговый период, по которому производится перерасчет налоговой базы и суммы налога.

Если период совершения ошибок (искажений) определить невозможно, перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за налоговый период, в котором выявлены ошибки (искажения).

Обратите внимание: уточненная налоговая декларация представляется взамен ранее сданной. То есть в ней указывают не разницу показателей, а уточненные суммы показателей исходной (предыдущей) декларации. Каждая последующая уточненная декларация фактически отменяет предыдущую.

В случае выявления ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы по налогу на прибыль, затрагивающих разные отчетные (налоговые) периоды, налогоплательщик обязан представить уточненную налоговую декларацию за каждый отчетный (налоговый) период. Уточнению подлежат декларации за все отчетные периоды внутри налогового периода начиная с месяца (квартала), к которому относятся выявленные ошибки. Ведь с этим связана и корректировка сумм ежемесячных авансовых платежей по соответствующим срокам уплаты.

Пример. В сентябре 2007 г. ОАО "Альфа" обнаружило, что в декларации за I квартал 2007 г. неправильно отражены доходы от реализации. В результате неполного отражения операций по реализации у организации по итогам I квартала текущего года возникла недоимка по налогу на прибыль. Отчетные периоды для организации — I квартал, полугодие и 9 месяцев.

В данном случае необходимо исправить все промежуточные расчеты начиная с I квартала 2007 г. (за I квартал и полугодие 2007 г.). Кроме того, налогоплательщик должен исчислить и уплатить пени. Такой перерасчет с месяца (квартала), в котором допущена ошибка, связан еще и с уточнением сумм ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль, подлежащих уплате в течение каждого квартала.

С 2007 г. на основании п. 10 ст. 89 НК РФ налоговые органы имеют право проводить повторные выездные проверки, если налогоплательщик представит уточненную декларацию на уменьшение (возврат) налога на прибыль. Возможно ли в связи с этим применение штрафных санкций, если в результате повторной выездной проверки будут выявлены ошибки в представленной уточненной декларации на уменьшение (возврат) налога?

Минфин России в Письме от 07.11.2006 N 03-02-07/1-308 разъяснил, что штрафные санкции возможны, когда необнаружение факта налогового правонарушения при проведении первоначальной налоговой проверки явилось результатом сговора между налогоплательщиком и должностным лицом налогового органа. В момент проведения первоначальной выездной проверки уточненной налоговой декларации не существовало, а значит, и применять правила п. 10 ст. 89 НК РФ некорректно.

Налоговый агент, обнаружив в поданном в налоговый орган расчете факт неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибки, приводящие к занижению или завышению суммы налога на прибыль, подлежащего перечислению, обязан внести изменения и представить уточненный расчет. На титульном листе (листе 01) уточненного расчета производится отметка по реквизиту "По месту нахождения налогового агента".

Рекомендуем налогоплательщикам уточненную декларацию по налогу на прибыль направлять в налоговый орган с сопроводительным письмом, в котором кратко изложить причины ее подачи и указать отклонения в показателях по сравнению с предыдущей. Это позволит решить вопросы, возникающие у налогового органа на этапе камеральной проверки.

Ошибки при расчете налоговой базы по налогу на прибыль

Вопрос представления уточненных деклараций по налогу на прибыль в случае выявления ошибок в исчислении налоговой базы достаточно интересен и непрост. Если проанализировать нормы гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ, то и в ст. 250 "Внереализационные доходы", и в ст. 265 "Внереализационные расходы и убытки, приравниваемые к внереализационным расходам" мы увидим положения о том, что доходы (расходы, убытки) прошлых налоговых периодов включаются в налоговую базу текущего периода.

Подобные ситуации весьма распространены. Например, организация в апреле 2007 г. получает счет за услуги связи за ноябрь 2006 г., датированный декабрем 2006 г. Казалось бы, почему не учесть данную сумму в момент получения документа — в апреле 2007 г. на основании ст. 265 НК РФ. Однако следует отметить, что основой для принятия решения о моменте отражения указанных операций в регистрах налогового учета является дата составления подтверждающего документа. Поэтому в рассматриваемой ситуации указанный расход по услугам связи организация обязана признать в декабре 2006 г.

Дело в том, что нормы ст. ст. 250 и 265 НК РФ нужно применять с учетом положений части первой Налогового кодекса. При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки (п. 1 ст. 54 НК РФ). Поэтому ошибки в исчислении налоговой базы, относящиеся к прошлым налоговым периодам и выявленные в текущем налоговом (отчетном) периоде, приводят к необходимости перерасчета налоговой базы за предыдущие налоговые (отчетные) периоды и представления в налоговые органы уточненной декларации по налогу на прибыль организаций.

В приведенном примере организация должна подать уточненную декларацию по налогу на прибыль за 2006 г. и учесть указанные расходы на услуги связи. Эта декларация является декларацией не "к доплате", а "к уменьшению", и организация может решить, что подача декларации — право, а не обязанность. В этом случае вполне резонно возникнет вопрос об обоснованности признания в 2007 г. расходов по услугам связи, которые не относятся к данному налоговому периоду. Следовательно, налоговый орган при проверке может исключить указанную сумму из расходов 2007 г.

Аналогичная ситуация, когда организация решит уточнить суммы налогов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль (налог на имущество, земельный налог, единый социальный налог).

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, начисленные в порядке, установленном законодательством РФ, за исключением перечисленных в ст. 270 НК РФ.

В п. п. 4, 19 и 33 ст. 270 Кодекса определено, что к расходам, не учитываемым в целях налогообложения, относятся расходы в виде:

  • суммы налога, а также суммы платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду;
  • сумм налогов, предъявленных в соответствии с Налоговым кодексом налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав), если иное не предусмотрено Кодексом;
  • сумм налогов, начисленных в бюджеты различных уровней в случае, если такие налоги ранее были включены налогоплательщиком в состав расходов при списании кредиторской задолженности налогоплательщика по этим налогам в соответствии с пп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ.
Читайте также:  Закон о защитных зонах объектов культурного наследия

Датой осуществления прочих расходов в виде сумм налогов (авансовых платежей по налогам), сборов и иных обязательных платежей признается дата начисления налогов (сборов). Об этом говорится в ст. 272 НК РФ.

Если налогоплательщик уточняет, например, сумму налога на имущество за 2006 г., корректировка влечет изменение величины налоговой базы по налогу на прибыль. В подобной ситуации с учетом положений ст. 54 НК РФ нужно представить в налоговый орган не только уточненную декларацию по налогу на имущество, но и уточненную декларацию по налогу на прибыль за 2006 г.

Уточненную декларацию подает правопреемник

Юридическое лицо реорганизуется путем присоединения к другому юридическому лицу. Каков порядок представления уточненной декларации по налогу на прибыль реорганизованной организацией за налоговый период до реорганизации?

Напомним, что в ст. 57 ГК РФ предусмотрено пять форм реорганизации: слияние, присоединение, выделение, разделение и преобразование. Присоединение — форма реорганизации, когда одно или несколько юридических лиц присоединяются к другому. При присоединении прекращает существование присоединяемое юридическое лицо (или несколько лиц), а лицо, к которому присоединяются, в дополнение к своим правам и обязанностям приобретает права и обязанности присоединяемого лица (лиц).

На основании ст. 58 ГК РФ правопреемство при присоединении происходит посредством составления передаточного акта. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое считается реорганизованным с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица. Таким образом, при присоединении права и обязанности присоединяемой организации переходят к другой организации в день, когда вносится запись в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности присоединенной организации.

Налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах. Основание — п. 1 ст. 23 НК РФ.

Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов (п. 1 ст. 55 НК РФ).

Если организация была реорганизована до конца календарного года, последним налоговым периодом для нее является период от начала этого года до дня завершения реорганизации. Допустим, организация, созданная после начала календарного года, реорганизована до конца этого же года. Тогда налоговый период для нее — период со дня создания до дня реорганизации.

Итак, последней представляемой в налоговый орган декларацией по налогу на прибыль для реорганизованной организации, присоединяемой к другому юридическому лицу, является декларация, составленная нарастающим итогом за период с начала года по день завершения реорганизации.

В ст. 50 НК РФ указано, что обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником (правопреемниками) в порядке, установленном этой статьей. Исполнение обязанностей по уплате налогов реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника (правопреемников) независимо от того, знал ли правопреемник (правопреемники) до завершения реорганизации о фактах и (или) обстоятельствах неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом указанных обязанностей.

Предположим, правопреемник выявит в декларации по налогу на прибыль, представленной присоединенной организацией, факты неотражения или неполноты отражения сведений либо ошибки, приводящие к занижению (завышению) суммы налога, подлежащей уплате. Учитывая нормы ст. ст. 54 и 81 НК РФ, правопреемник обязан (вправе) внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию присоединенной организации за указанный период и произвести перерасчет налоговых обязательств в периоде совершения ошибки, представив уточненную декларацию по этой организации в налоговый орган по месту ее учета до момента реорганизации.

От имени кого и в какой налоговый орган организация-правопреемник должна представить уточненные налоговые декларации?

Минфин России в Письме от 15.03.2007 N 03-02-07/1-128 разъяснил следующее. Организация — правопреемник присоединенного юридического лица обнаружила неотражение или неполное отражение сведений, а равно ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога, в декларациях по налогу на прибыль, которые были поданы присоединенным юридическим лицом до его реорганизации. В этом случае правопреемник обязан внести изменения в эти декларации и представить от своего имени уточненные налоговые декларации. Поскольку согласно п. 5 ст. 81 НК РФ уточненную декларацию организация представляет в налоговый орган по месту учета, Минфин России сделал вывод, что указанные уточненные декларации должны представляться в налоговый орган по месту учета организации-правопреемника.

Уточненная декларация подается за периоды, не подлежащие налоговой проверке

На основании п. 4 ст. 80 НК РФ налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком по установленной форме (установленному формату). Кроме того, он обязан проставить по просьбе налогоплательщика на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе либо передать налогоплательщику квитанцию о приеме в электронном виде — при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи.

Обратите внимание на Письмо ФНС России от 12.12.2006 N ЧД-6-25/1192@ "О порядке приема уточненной налоговой декларации (расчета)", которое было выпущено в связи с поступающими запросами о порядке приема уточненных деклараций (расчетов) за периоды, по которым истек срок исковой давности.

Право налогоплательщиков представлять в налоговые органы уточненные декларации (расчеты) не ограничено сроком. В соответствии со ст. 87 НК РФ налоговой проверкой могут быть охвачены три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. Поэтому проведение контрольных мероприятий с истребованием документов в отношении поданной налогоплательщиком уточненной налоговой декларации (расчета) за периоды, по которым истек срок исковой давности, не представляется возможным.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату в порядке, установленном в ст. 78 НК РФ. Заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога можно подать в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Допустим, налогоплательщик представляет уточненную налоговую декларацию (расчет) к уменьшению за период, который в соответствии со ст. 87 НК РФ не может быть охвачен камеральной налоговой проверкой. Кроме того, налогоплательщик подает в налоговый орган заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ. В этом случае возможно возникновение коллизии норм ст. ст. 78 и 87 Кодекса в части применения установленных сроков. С одной стороны, нельзя провести полноценные контрольные мероприятия в отношении поданной налогоплательщиком уточненной декларации (расчета), с другой — срок подачи заявления о зачете излишне уплаченной суммы налога может еще не истечь.

На основании изложенного налоговый орган обязан принять уточненную декларацию (расчет), а поданное налогоплательщиком заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога может быть рассмотрено с учетом самостоятельно представленных налогоплательщиком подтверждающих документов с последующим вынесением решения в соответствии со ст. ст. 78 и 87 НК РФ.

Не позднее рабочего дня, следующего за датой принятия, указанную уточненную декларацию (расчет) необходимо зарегистрировать. Так сказано в п. 2.5.1 Регламента принятия и ввода в автоматизированную информационную систему налоговых органов данных, представляемых налогоплательщиками налоговых деклараций (расчетов), иных документов, служащих для исчисления и уплаты налогов, и бухгалтерской отчетности, утвержденного Приказом МНС России от 04.02.2004 N БГ-3-06/76. В программном комплексе "Система ЭОД — местный уровень" существует возможность регистрации налоговых деклараций (расчетов), бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, без создания строк начислений налога (сбора) в карточке расчета с бюджетом. Данная функция реализована в режиме "Регистрация входящих документов/Входящие документы" через подрежим "Регистрация нового документа". Таким образом, уточненную налоговую декларацию (расчет) за отчетный период, по которому истек срок исковой давности, полученную в текущем году и последующие годы, инспектор обязан зарегистрировать. Если налоговый орган примет решение об отказе зачесть суммы излишне уплаченного налога, данная налоговая декларация (расчет) будет только зарегистрирована. В противном случае инспектору необходимо:

  • аннулировать регистрацию данной уточненной налоговой декларации (расчета) и обосновать аннулирование;
  • вновь зарегистрировать принятую уточненную декларацию (расчет) через режим "Документы с начислениями, отсрочками, рассрочками и зачетами" с одновременным созданием строк начислений налога (сбора) в карточке расчета с бюджетом.

При представлении в 2007 г. уточненной декларации по налогу на прибыль "к уменьшению", например, за 2003 г. и более ранние периоды эти суммы в карточке "Расчеты с бюджетом" не проводятся. На суммы "к доплате" указанное правило не распространяется, поскольку ограничений подобного рода часть первая Налогового кодекса не содержит.

Ссылка на основную публикацию
Уменьшение цены договора по 223 фз
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения...
Травматический пистолет без лицензии ответственность
МОСКВА И МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ: САНКТ-ПЕТЕРБУРГ И ЛЕНИГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ: РЕГИОНЫ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НОМЕР: Травматическое оружие без лицензии — ответственность за незаконное хранение...
Транзит через ригу нужна ли виза
Большинство путешествий не обходятся без пересадки на самолете. Как правило, так билеты получаются дешевле, а у вас появляется возможность посмотреть...
Умный счетчик воды с обменом данными
Что такое «умные» счетчики воды? Более правильно называть «умный» счётчик автоматизированной системой передачи данных показаний прибора учёта воды. Для подключения...
Adblock detector