Взыскание за счет казны муниципального образования

Взыскание за счет казны муниципального образования

Когда муниципалитет получит больше времени на защиту своих интересов

Местные бюджеты, за исключением бюджетов отдельных муниципальных образований, дефицитные. Поэтому споры между муниципалитетами и подрядчиками (исполнителями работ или услуг), поставщиками товаров сегодня не редкость. Если судьи не поддержат местные власти, результатом разбирательства становится исполнительный лист о взыскании денежных средств с муниципалитета. Взыскатель подает его в орган, который проводит операции по исполнению документов об обращении взыскания на средства местного бюджета. Это может быть казначейство, департамент финансов или другой уполномоченный орган. К исполнительному листу взыскатель прикладывает заявление, копию судебного акта, на основании которого выдан исполнительный лист, и при необходимости доверенность, подтверждающую полномочия представителя взыскателя.

Казначейство может вернуть исполнительный лист без исполнения, если:

  • взыскатель представил не все обязательные документы;
  • документы не соответствуют требованиям действующего законодательства;
  • документы поступили не в орган по месту ведения лицевого счета должника;
  • взыскатель отозвал исполнительный документ.

На практике казначейство возвращает заявление без исполнения и в других случаях. Например, это происходит, если взыскатель указал не все реквизиты банковского счета, на который нужно перечислить денежные средства (постановление ФАС Московского округа от 23.05.2011 № КА-А40/4514–11). Когда в копии судебного акта нет отметки о его вступлении в законную силу, заявление также могут вернуть (постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2013 по делу № А63-1996/2013).

Возврат заявления позволяет органу местного самоуправления выиграть время. Пока взыскатель собирает полный пакет правильно оформленных документов, вы можете подать апелляцию на решение суда или изыскать средства для погашения задолженности.

Как исполняют документы об обращении взыскания на средства бюджета

К исполнению документов об обращении взыскания на средства бюджета законодатель предъявляет особые требования.

В какой срок исполнить решение суда

Исполните решение суда в трехмесячный срок с момента, когда казначейство получило исполнительный лист. О поступившем документе казначейство обязано сообщить в муниципалитет в течение пяти рабочих дней. Муниципалитет-должник предоставляет в казначейство информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации, по которым нужно провести расходы из местного бюджета. Одновременно с этой информацией муниципалитет направляет в казначейство платежное поручение на перечисление полной суммы по исполнительному документу либо ее части.

Если вы пропустите трехмесячный срок, взыскатель может обратиться к судебному приставу-исполнителю с просьбой взыскать долг принудительно (п. 3 постановления Пленума ВАС от 22.06.2006 № 23). Кроме того, пока должник не устранит нарушение, казначейство вправе приостановить операции по расходованию средств на всех лицевых счетах не только муниципалитета, но и его структурных подразделений. О замораживании лицевых счетов казначейство должно вас уведомить.

Из каких источников погасить долг

Исполнение судебных актов происходит за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели муниципальным правовым актом о бюджете. Должник самостоятельно определяет, с какого лицевого счета (лицевых счетов) списать средства.

Если поступили судебные акты на сумму, большую, чем предусмотренный объем бюджетных ассигнований, нужно внести изменения в сводную бюджетную роспись (ч. 5 ст. 242.2, ч. 5 ст. 242.5 БК). В результате вы сможете перераспределить бюджетные средства на стадии исполнения бюджета и вовремя исполнить судебные решения. Конституционный суд указал это в пункте 4 определения от 01.10.2009 № 1312-О-О.

Что делать, если судебный пристав арестовал имущество

Муниципальное образование отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему на праве собственности имуществом. Исключение − имущество, которое закреплено за созданными муниципальным образованием юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущество, которое может находиться только в муниципальной собственности (п. 1 ст. 126 ГК).

Как правило, муниципалитеты отвечают по своим обязательствам только денежными средствами. Но в некоторых случаях судебный пристав может арестовать имущество, которое составляет казну муниципального образования.

ПРИМЕР 1. Истец взыскал с небольшого муниципалитета в порядке субсидиарной ответственности более 4 000 000 руб. Муниципалитет исполнительный лист не оплатил. Казначейство сообщило об этом истцу через три месяца после предъявления листа. Судебный пристав наложил арест на автомобили и земельные участки, входящие в состав муниципальной казны.

Суд признал действия пристава обоснованными. Судебный пристав-исполнитель был вправе совершать действия по аресту и реализации данного имущества. Должник не доказал, что транспортные средства и земельные участки закреплены за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 04.02.2016 № Ф04-29126/2015).

Не все имущество подлежит принудительной реализации, если у муниципалитета не хватает денег на погашение долга. Отчуждение имущества, которое необходимо для выполнения функций местного самоуправления, не допускается.

ПРИМЕР 2. Судебный пристав-исполнитель вынес постановление о передаче на реализацию путем проведения торгов части имущества муниципалитета. В состав имущества вошли трансформаторные подстанции и воздушные линии электропередач, которые были предназначены для обслуживания населения.

Орган местного самоуправления обратился в суд и потребовал признать постановление пристава незаконным.

Суд согласился с позицией муниципалитета. Переданное на реализацию имущество — социально значимые объекты инфраструктуры. Субъект экономической деятельности может прекратить ее по собственному желанию в любое время. Имущество выступает гарантией того, что вне зависимости от воли субъекта население муниципального образования не лишится возможности получать услуги из-за отсутствия инфраструктуры (постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 18.07.2012 по делу № А31-2081/2012).

Читайте также:  Юридическая компания гарант саратов отзывы

Арестованное имущество продадут в течение двух месяцев со дня наложения ареста (ст. 54 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»). Форма реализации не зависит от того, на каком основании пристав арестовал имущество и к какому виду оно относится. Муниципалитет может избежать принудительной реализации социально значимого муниципального имущества, не дожидаясь решения суда. Для этого необходимо обратиться с требованием об освобождении имущества от ареста.

ПРИМЕР 3. Администрация муниципального образования обратилась к службе судебных приставов с иском об освобождении от ареста муниципального имущества. В его состав вошли здание модульной котельной и сети электроснабжения, необходимые для обеспечения жизнедеятельности муниципалитета.

Суд удовлетворил заявленные требования. Судьи указали, что данное имущество в силу абзаца 6 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ не подлежит реализации и на него не может быть обращено взыскание.

Выводы и рекомендации

Процедура исполнения судебных решений при обращении взыскания на средства бюджета может привести к реализации имущества муниципального образования. Чтобы избежать этого, учитывайте следующее.

1. Бюджетный кодекс предъявляет строгие требования к комплекту документов, которые истец должен подать в казначейство вместе с исполнительным листом. Если пакет документов неполный или их оформили неправильно, казначейство вернет исполнительный лист.

2. На исполнение решения суда у муниципалитета есть три месяца. Только по истечении этого срока взыскатель может обратиться в службу судебных приставов.

3. Воспользуйтесь предоставленным временем, чтобы найти в бюджете средства на покрытие задолженности или подать апелляцию на решение суда.

4. Утвердите муниципальный порядок организации исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета. Это позволит исполнять решения судов в установленные сроки.

5. Приставы вправе арестовать и передать на реализацию только имущество, не закрепленное на каком-либо праве за муниципальным предприятием или учреждением. Оспорьте действия пристава, если он нарушил это правило.

6. Приставы не вправе арестовывать и реализовывать имущество, которое необходимо для выполнения функций местного самоуправления и обеспечения жизнедеятельности муниципалитета.

РУСЛАН ПОПОВ, руководитель юридической компании «Интел-право»

магистрант, кафедра «Финансы и кредит» Поволжский государственный технологический университет,

Согласно статье 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц [1].

Ответчиком по иску о возмещении ущерба от незаконных действий государственных органов или их должностных лиц должно выступать соответствующее публично-правовое образование: Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.

В соответствии со статьей 1071 ГК в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина [2].

Определение государственного органа, уполномоченного представлять интересы публично-правового образования по искам о возмещении ущерба от незаконных действий государственных органов и их должностных лиц, до 2000 г. осуществлялось исходя из норм ГК РФ.

Арбитражные суды и суды общей юрисдикции до 2000 г. в качестве представителя Российской Федерации по делам о возмещении вреда, причиненного федеральными государственными органами и их должностными лицами, привлекали Минфин России либо органы Федерального казначейства, которые на тот момент имели статус территориальных органов Минфина России.

Начиная с 1 января 2000 г., статьей 158 БК РФ ведена норма, согласно которой главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию:

  • о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту;
  • предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств.

Необходимо отметить, что вышеуказанные нормы БК РФ непосредственно применялись только арбитражными судами.

Суды общей юрисдикции стали применять указанную норму после, того, как Пленум Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснил судебную практику по делам о взыскании ущерба, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) должностных лиц. До 2015 г. надлежащим ответчиком по таким искам признавалось Министерство финансов РФ. Так, по мнению высшей судебной инстанции, по смыслу п. 1 ст. 125 и ст. 1071 ГК РФ, подп. 1 п. 3 ст. 158 БК РФ по искам о возмещении вреда, причиненного в результате действий (бездействия) должностных лиц, за счет казны Российской Федерации от имени Российской Федерации в суде выступает главный распорядитель бюджетных средств.

Читайте также:  Паспорт лнр в россии можно ли работать

В настоящее время юридический отдел УФК работу по представлению интересов Минфина России в судебных органах осуществляет в соответствии с совместным приказом Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства от 25.08.2006 № 114н/9н «О порядке организации и ведения работы по представлению в судебных органах интересов Министерства финансов Российской Федерации и интересов Правительства Российской Федерации в случаях, когда их представление поручено Министерству финансов Российской Федерации» [5].

Основными категориями дел по представлению интересов Минфина России в судебных органах являются следующими:

— представление интересов в порядке ст. 1069 ГК РФ по возмещению за счет казны Российской Федерации морального и материального вреда, причиненного действием (бездействием) органов государственной власти и (или) их должностными лицами в качестве соответчика либо третьего лица;

Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания, не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа подлежит возмещению. Ответственность по данной статье наступает на общих основаниях, в соответствии со ст. 1064 ГК, при наличии совокупности юридических фактов, образующих состав деликтного обязательства: наличие вреда; противоправное поведение причинителя вреда; причинно-следственная связь между вредом и противоправным поведением; вина причинителя вреда [2].

— представление интересов в порядке ст. 1070 ГК РФ по возмещению за счет казны Российской Федерации морального вреда, причиненного незаконным привлечением к уголовной ответственности и применением мер принуждения (арест, подписка о невыезде), незаконным осуждением.

Следует отметить, что особенностью данной категории дел является то, что моральный вред подлежит возмещению независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, т.е. наличие вины презюмируется. В случае вынесения постановлений о прекращении уголовного дела по реабилитирующим основаниям или оправдательного приговора, дающих право на компенсацию морального вреда, вопрос стоит исключительно о размере суммы компенсации, которую определит суд.

Поэтому при подготовке к таким делам, юристы изучают материалы уголовных дел, чтобы впоследствии обратить внимание суда на такие обстоятельства, как наличие неснятой (непогашенной) судимости, применение (либо отсутствие фактов применения) в отношении истцов мер пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, фактов обращения за медицинской помощью, как во время расследования уголовного дела, так и по прошествии определенного времени, виновность подозреваемых при расследовании уголовных дел, в том числе случаи самооговоров (явка с повинной).

Представление интересов Минфина России при возмещении за счет казны Российской Федерации в порядке статьи 135 УПК РФ имущественного вреда включает в себя возмещение: заработной платы, пенсии, пособия, других средств, которых он лишился в результате уголовного преследования; конфискованного или обращенного в доход государства на основании приговора или решения суда его имущества; штрафов и процессуальных издержек, взысканных с него во исполнение приговора суда; сумм, выплаченных им за оказание юридической помощи; иных расходов [3].

Говоря о категориях дел с участием Минфина России, необходимо сказать о принятии Федерального закона от 30 апреля 2010 г. № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее — ФЗ № 68).

Указанный ФЗ № 68 принят в рамках выполнения требований Европейского суда по правам человека о создании эффективных средств правовой защиты в связи с выявленными системными нарушениями, выражающимися в несоблюдении разумных сроков судопроизводства и исполнения судебных актов в Российской Федерации.

Согласно ФЗ № 68 граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники, а также подозреваемые, обвиняемые, подсудимые, осужденные, оправданные, потерпевшие, гражданские истцы, гражданские ответчики в уголовном судопроизводстве, в предусмотренных федеральным законом случаях другие заинтересованные лица при нарушении их права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, могут обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение [4].

Таким образом, представление Министерства финансов Российской Федерации в судах, является одним из важных направлений в работе юридического отдела Управления Федерального казначейства.

Список литературы:

  1. Конституция Российской Федерации 12.12.1993 // Собрание законодательства РФ. 26.01.2009. № 4. Ст. 445.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая). Федеральный закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 29.01.1996. № 5. Ст. 410.
  3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 18.12.2001 № 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 24.12.2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.
  4. Федеральный закон от 30.04.2010 № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» // Российская газета. 04.05.2010. № 94.
  5. приказ Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства от 25.08.2006 № 114н/9н «О порядке организации и ведения работы по представлению в судебных органах интересов Министерства финансов Российской Федерации и интересов Правительства Российской Федерации в случаях, когда их представление поручено Министерству финансов Российской Федерации» «Финансовая газета», № 45, 09.11.2006.
Читайте также:  Почему парни так быстро находят замену

Какие решения суда исполняет Министерство финансов РФ?

Список определен в статье 242.2 Бюджетного кодекса РФ:

1. О возмещении вреда, причиненного бездействием или незаконными действиями госорганов РФ и их должностных лиц, изданием не соответствующих законодательству актов. Например, если судебные приставы незаконно выставили вам запрет выезда из РФ, взысканный по такому случаю ущерб вы будете получать через Минфин РФ.

2. О взыскании денежных средств за счет казны РФ по иным искам, кроме взыскания денег с главных распорядителей средств федерального бюджета в субсидиарном порядке.

3. О присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств федерального бюджета.

Какие решения не исполняет Минфин РФ?

Обратите внимание, что если вы предъявляли иск к госорганам субъекта РФ, или компенсация за нарушение права на судопроизводство / исполнение судебного акта в разумный срок была взыскана за счет средств бюджета субъекта РФ, вам нужно будет обращаться для исполнения решения в финансовый орган соответствующего субъекта РФ. Например, если в вашем решении написано «взыскать за счет средств бюджета Вологодской области», свой исполнительный лист вы понесете в Департамент финансов Вологодской области.

Аналогично, если деньги или компенсация за нарушение права на судопроизводство / исполнение судебного акта в разумный срок были взысканы с муниципальных образований, за счет казны муниципального образования, тогда исполнением будет заниматься финансовый орган муниципального образования. То есть если, например, присужденная вам сумма взыскана с муниципального образования «Город Вологда» или его казны, для исполнения решения суда нужно обращаться в Департамент финансов Администрации города Вологды.

В какие сроки исполняется решение через Минфин РФ?

В течение 3 месяцев с момента поступления исполнительного листа в Минфин. Исполнение могут приостановить лишь по основаниям, предусмотренным статьей 39 ФЗ «Об исполнительном производстве». Об исполнении решения Минфин уведомлять не обязан, поэтому регулярно сами проверяйте свой счет в банке.

Еще имейте в виду, что если перечислить деньги на предоставленные вами реквизиты будет невозможно, Минфин пришлет вам уведомление об уточнении реквизитов банковского счета. Вам нужно отреагировать на него в течение 30 дней (с даты направления этого уведомления!) и сообщить Минфину актуальные реквизиты, иначе по окончании этого срока документы вам просто вернут без исполнения.

Пакет документов для исполнения решения суда через Минфин РФ:

1. Оригинал исполнительного листа / судебного приказа.

Помните, что исполнительный лист должен быть с неистекшим сроком предъявления к исполнению (3 года с момента вступления решения суда в законную силу). Также есть официальные рекомендации Минфина о том, на что нужно обратить внимание при оформлении исполнительного листа (см. п. 6.1). Если с вашим листом что-то не так, лучше сразу вернуть его в суд и попросить выдать правильный.

2. Копия судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ.

Это может быть решение или определение суда (например, о взыскании судебных издержек). Главное, чтобы оно было прошито, пронумеровано, скреплено печатью суда и подписью судьи и имело отметку о вступлении в законную силу.

3. Реквизиты банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены деньги.

Это должны быть реквизиты именно самого взыскателя (физлица или организации), иначе пакет документов вернут без исполнения. Пример реквизитов есть на сайте Минфина.

4. Заявление на исполнение.

5. Дополнительные документы (в зависимости от ситуации).

Если у вас дубликат исполнительного листа, приложите к нему заверенную судом копию определения о выдаче дубликата.

Если вы пропускали срок для предъявления исполнительного листа к исполнению, и суд вам его восстановил, приложите копию определения о восстановлении срока.

При замене стороны правопреемником (уступка прав требования, смерть, реогранизация юр.лица, перевод долга и т.п.) приложите определение суда о замене стороны правопреемником.

Если вы меняли ФИО, приложите копию свидетельства, на основании которого изменены ФИО.

Если юрлицо сменило наименование, необходимо предоставить копии документов, подтверждающих госрегистрацию такого изменения.

Если в Минфин от вашего имени обращается представитель, необходим оригинал или нотариально заверенная копия доверенности или иного документа, на основании которого действует представитель (например, свидетельство о рождении ребенка и паспорт родителя — его законного представителя).

Как и куда отправлять пакет документов?

Документы на исполнение можно направить почтой, ценным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении. Адрес для отправки: Министерство финансов РФ, 109097, Москва, Ул. Ильинка, 9. Обязательно сохраните почтовую квитанцию об отправке и опись вложения с почтовым штемпелем.

Ссылка на основную публикацию
В течении какого срока можно вернуть обувь
Покупая обувь, человек надеется, что она будет служить долго. Однако на практике подобное происходит не всегда. Причиной того, что изделие...
Бланк генеральной доверенности на все полномочия
Доверенность представляет собой документ, на основании которого третье лицо получает полномочия на представление интересов. То есть, третье лицо сможет действовать...
Бланк для заполнения паспорта 14 лет
Впервые паспорт гражданином РФ получается в 14 лет, для получения паспорта физическое лицо заполняет заявление о выдаче (замене) паспорта установленной...
В течении какого срока фсс перечисляет больничный
Оплата больничного листа – широкая тема для обсуждения. И чтобы осветить ее, нужно ответить на ряд более узких и конкретных...
Adblock detector